Министерство Дмитрия Ливанова расскажет о любви к родине в Интернете и газетах. Фото Константина Куцылло/PhotoXPress.ru
Минобрнауки опубликовало госпрограмму «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016–2020 годы». Авторы документа прислушались к критике, например, за недостаточное внимание к информационному освещению усилий государства. Эксперты критиковали предыдущие программы и за военно-патриотический перекос. Однако новый план действий по популяризации уважения к своей стране все равно его сохраняет. Да и ожидаемые результаты – гордость за страну – должны испытать еще 8% ее населения – качественным изменением ситуации, о котором говорят авторы документа, назвать сложно.
Нынешняя программа воспитания любви к родине длится с 2011 по 2015 год. За это время она нередко подвергалась критике. Забрасывать ее камнями замечаний продолжают и сейчас. Центр общенациональной и этнокультурной политики при Минкультуры подготовил исследование, где поставил вопрос чуть ли не о целесообразности всего этого документа. Эксперты отмечают, что хотя система патриотического воспитания сама по себе была создана еще в нулевых – в результате исполнения первой программы на 2001–2005 годы, – но до сих пор эта система де-факто не действует. А все потому, что, мол, и цели поставлены не совсем верно, и вообще – от многих усилий государства достигается как раз обратный патриотизму эффект.
Другой упрек к прежним и нынешним программам – ориентация в основном на военный патриотизм. В исследовании центра указывается, что «патриотизм отеческий, являясь центральной категорией понятия, остается мало заметным на второстепенном плане».
В целом же эксперты отмечают такие недостатки: общие показатели недостижимы, а качественные практически отсутствуют, методы и формы работы раскрыты неубедительно. Но еще важнее следующее замечание: «Недоступным и непонятным аспектом реализации программы являются ее закрытость и недостаточность публичной информации». Другими словами, эксперты сигнализируют, что в программе патриотического воспитания россиян отчего-то почти не задействованы отечественные СМИ.
Составители новой программы, судя по всему, к критике прислушались. В госпрограмме на 2016–2020 годы среди пяти предметных разделов появился такой – «Совершенствование информационного обеспечения патриотического воспитания». А плановых показателей теперь целых 14. В Минобрнауки утверждают, что новый курс на патриотизм надо брать, в частности, из-за сложной геополитической ситуации. Есть тут и недвусмысленные намеки на конфликт в Украине, говорится о мировых конкурентах России, стремящихся «использовать социально-экономические проблемы для дестабилизации политической ситуации внутри страны». Поэтому-то до 2020 года на федеральном, региональном и муниципальном уровнях «должны произойти качественные изменения системы патриотического воспитания». Однако к каким же новым положительным результатам должна привести очередная программа, остается не до конца ясным.
Рост числа призывников до сих пор приравнивается к росту патриотизма. Фото с сайта www.mil.ru |
Есть и проблема с соотношением итоговых показателей, которые в принципе должны свидетельствовать об эффективности вложенных денег (1,7 млрд руб. – «НГ») и административного ресурса. Почти все результаты, которые планируется достичь, должны дать прирост как минимум на 50% по сравнению с нынешним состоянием. Правда, есть два исключения. Например, «доля россиян, гордящихся своей страной», к 2020 году вырастет лишь на 8% по сравнению с 2016-м. А «доля молодых людей, призванных на военную службу в Вооруженные силы РФ», – на 10%.
Между тем главным показателем успеха программы, конечно, должна быть как раз численность тех, кто гордится своей страной. И в этом контексте 8% за пяток лет – это не слишком уж и много. Впрочем, точных цифр, сколько же людей реально сейчас гордятся родиной и сколько их станет в будущем, в постановлении вовсе нет.
А вот количество опубликованных в рецензируемых научных изданиях исследовательских работ по проблемам патриотического воспитания, а также отчетов и опубликованных новых методических разработок и пособий планируется увеличить на 300%. На столько же возрастут еще несколько показателей. Во-первых, доля обучающихся в образовательных учреждениях, «принимавших участие в оборонно-массовых мероприятиях, а также в мероприятиях по сдаче норм ГТО». Во-вторых, список воинских частей, шефствующих над этими образовательными организациями. И, наконец, в-третьих, доля информированных о мероприятиях программы граждан РФ от общей численности граждан.
То есть упор делается на бюрократические отчеты и публикации в научных журналах. И действительно, в проекте программы особое внимание уделено медиапространству. Планируется наполнение патриотической тематикой интернет-сайтов и блогосферы, литературы и ТВ, «повышение уровня использования новых технологий» и даже «создание условий для поддержки игровых и медиапрограмм». Впрочем, ожидаемые результаты такой политики убедительными не выглядят: упоминаются повышение «уровня информационного обеспечения патриотического воспитания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях» и значительное расширение условий «для освещения событий и явлений патриотической направленности для средств массовой информации». Таким образом, речь идет скорее об информационном сопровождении госпрограммы, а не о реальном превращении государственных медиаресурсов в средства просвещения.