Фото Reuters
Члены Общественных наблюдательных комиссий (ОНК) пожаловались «НГ», что их нередко не пускают в депортационные центры для мигрантов. Оттуда им часто поступают сигналы о тяжелых условиях содержания задержанных. И хотя по закону правозащитникам доступ в эти спеццентры разрешен, на практике многие их сотрудники об этом пока явно не знают.
По данным правозащитников, только в середине февраля восемь иностранцев – граждане Армении, Грузии, Таджикистана и Украины – порезали себе вены в центре для депортируемых мигрантов в Москве. В декабре 2014 года из-за невыносимых условий содержания голодовку объявляли мигранты, содержащиеся в аналогичном центре в Казани. Между тем, как стало известно «НГ», в некоторых регионах членов ОНК отказываются пускать в такие центры, ссылаясь на то, что у них на это нет полномочий.
Правозащитники пояснили «НГ», что в течение прошлого года ОНК Москвы и ряда других регионов действительно не могли посещать центры для депортируемых. Проблемы были связаны с их передачей из ведения МВД в подчинение ФМС. «Однако после вступивших в силу в феврале поправок к закону об общественном контроле члены ОНК имеют право беспрепятственно посещать любые места принудительного содержания граждан, к которым также относятся и центры для иностранцев», – заявил «НГ» основатель соцсети gulagu.net Владимир Осечкин. Однако в ФМС, по его словам, пока, видимо, не готовы к открытости в работе с общественными наблюдателями. «Многие сотрудники ФМС еще даже не знают, что такое ОНК, и тем более не готовы конструктивно взаимодействовать», – сказал он «НГ».
Безобразий же в спеццентрах выявляется множество. Например, в прошлом месяце члены президентского Совета по правам человека (СПЧ) посетили центр временного содержания мигрантов в Сахарове (Новая Москва). По их словам, задержанных там не выводят на прогулки, кормят плохой пищей и даже иногда отказывают в медицинской помощи. «Зафиксирован случай избиения ОМОНом гражданина Вьетнама, не владеющего русским языком», – говорится в справке СПЧ. После визита правозащитников жалобы от мигрантов, в том числе на избиения, продолжились. Поэтому на прошлой неделе с проверкой по тому же адресу ездили члены московской ОНК Елена Абдуллаева и Андрей Бабушкин. Их в заведение не пустили. По словам Абдуллаевой, сотрудники ЧОПа, которые осуществляют охрану объекта, утверждали, что члены ОНК не имеют права проверять подобные учреждения. Осечкин сказал «НГ», что подобные «центры представляют собой локации почти полного бесправия для иностранцев». Он уверяет, что там нет ни переводчиков, ни библиотеки юридической литературы на разных языках.
Особая статья – украинские гастарбайтеры, приговоренные в нашей стране к выдворению, но вынужденные находиться в центрах временного содержания до тех пор, пока власти России не возобновят депортацию людей в сопредельную республику. Сейчас этого решено не делать, чтобы не подвергать жизни этих украинцев опасности. Однако в результате они зависают в спеццентрах по несколько месяцев, что вполне может считаться отдельным наказанием. Интересно, что сейчас наши правозащитники самостоятельно занимаются поисками таких украинцев в учреждениях ФМС, а затем обращаются в суды с просьбой назначать им альтернативные наказания. Чаще всего судьи на это идут, но все равно, уверяют собеседники «НГ», речь пока идет о точечных случаях. На поиски и судебные разбирательства уходит масса времени, а в спеццентрах России находятся сотни украинских граждан.
«Мы предложили постоянной комиссии по содействию ОНК в СПЧ подготовить и провести совместное заседание Совета с руководством ФМС России, результатом чего было бы направление письма от директора ФМС в территориальные органы с рекомендацией эффективно сотрудничать с региональной ОНК», – пояснил Осечкин. А член подмосковного ОНК Алексей Павлюченков, как стало известно «НГ», на днях направил обращение в Генпрокуратуру с требованием расследовать ставшие известными правозащитникам случаи избиения обитателей этих центров.