Депутаты Госдумы готовят перерасчет сроков заключения. Фото PhotoXPress.ru
Госдума готовит ко второму чтению законопроект, изменяющий порядок зачета в общем сроке лишения свободы того времени, которое обвиняемые в ожидании приговора проводят в СИЗО. По информации «НГ», депутаты предложили поправку, согласно которой под расчет день за полтора подпадут и те, кто сидит на строгом режиме. Будут пересчитываться в пользу осужденных и все затраченные на их этапирование к месту заключения дни.
Соответствующей поправкой предлагается устранить те пробелы, которые не были учтены в законопроекте председателя комитета Госдумы по законодательству Павла Крашенинникова. Например, в нем ничего не говорилось о послаблениях для обитателей колоний строгого режима, хотя большой разницы с обычными колониями нет. В новой редакции говорится, что один день содержания в СИЗО будет засчитываться осужденному как полтора дня отбывания на строгом режиме. Эта норма распространится также на осужденных к принудительным работам и на лиц, содержащихся под стражей в порядке статьи 77.1 (привлечение осужденных к лишению свободы к участию в следственных действиях или судебном разбирательстве) и 77.2 (сроки содержания под стражей осужденных к лишению свободы, привлекаемых к уголовной ответственности по другому делу) Уголовно-исполнительного кодекса (УИК).
Поправку подготовили депутаты Госдумы от ЛДПР Иван Сухарев, Антон Ищенко, Сергей Каргинов и Кирилл Черкасов в соавторстве с основателем социальной сети gulagu.net Владимиром Осечкиным. Таким образом, по мнению ее авторов, заключенным будет компенсировано нарушение их прав и свобод в изоляторах. Осечкин же заявил «НГ»: «Условия содержания в СИЗО практически идентичны самому суровому тюремному режиму для самых опасных преступников. В восьми федеральных тюрьмах и более чем в 250 следственных изоляторах люди содержатся в камерной системе. Различие в том, что в тюрьмах находятся осужденные, а в СИЗО, согласно презумпции невиновности, до вступления приговора в законную силу – невиновные». Камерная система, по словам Осечкина, гораздо суровее и жестче, чем колонии общего и строгого режима, условия же отбытия наказания в них почти идентичны, за исключением разницы в количестве свиданий и продуктовых передач. «В СИЗО же для обвиняемых и подсудимых закон не предусматривает длительных свиданий, из-за чего, кстати, распадаются многие семьи», – подчеркнул собеседник «НГ».
Также, по его словам, предлагается учесть время содержания в СИЗО для подследственных не только до вынесения им приговора, но и после. То есть учитывать дни, в течение которых заключенный находился в СИЗО во время обжалования решения суда по делу. Ведь зачастую этот процесс может занимать от полугода до года. Поправкой также предлагается засчитать осужденным и то время, которое ушло на их этапирование в колонию. «Мы учли, что сам процесс этапирования из СИЗО в колонию еще менее комфортен и связан с лишениями и стрессом. Притом он может растянуться на долгие месяцы. Поэтому этот период мы также предложили включить в срок содержания под стражей, который подлежит учету при перезачете», – говорит Осечкин. Таким образом, для многих заключенных срок отсидки реально будет сокращаться.
По данным ФСИН, сегодня под стражей и в заключении находится около 671 тыс. человек, из них в СИЗО – 117 тыс. В московских СИЗО содержится на 25% больше заключенных, чем они могут принять по нормативам, в подмосковных СИЗО дела еще хуже: в камерах, рассчитанных на 10 человек, бывает по 50 подследственных. Люди спят по очереди или на трехъярусных нарах.
По словам адвоката Теюба Шарифова, через гуманизацию Уголовного кодекса власти рассчитывают сократить общую численность сидельцев всех категорий, что соответственно приведет и к экономии бюджета. «Следователи зачастую некачественно ведут дело, и оно может растянуться на несколько месяцев, а то и на год. И если человек не виновен, то, выйдя на свободу, он вправе требовать у государства компенсацию за свою отсидку. А это значимые суммы», – сказал адвокат. Пока же сотни россиян ежегодно выигрывают процессы против своей страны в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) в связи с нарушением условий содержания – и государство вынуждено выплачивать до 15 тыс. долл. по каждому иску. Ведь, по его словам, «условия содержания в российских СИЗО ЕСПЧ многократно приравнивал к пыточным».