0
44875
Газета Политика Интернет-версия

17.02.2015 00:01:00

Приставам обещан новый статус

Тэги: пристав, парфенчиков, закон, минюст, зарплата, престиж, министр, коновалов, силовик, суд, госслужба, совет федерации


пристав, парфенчиков, закон, минюст, зарплата, престиж, министр, коновалов, силовик, суд, госслужба, совет федерации Главный пристав Российской Федерации Артур Парфенчиков может стать настоящим силовиком. Фото с сайта www.fssprus.ru

Плохое исполнение судебных решений стало настоящей ахиллесовой пятой отечественного правосудия. Стало ясно, что необходима серьезная корректировка принципов деятельности Федеральной службы судебных приставов (ФССП). Уже в 2016 году, подтвердили «НГ» в Минюсте, приставов планируется перевести из категории гражданских госслужащих в иную, связанную с правоохранительной деятельностью. 

Эксперты полагают, что таким образом в России в скором времени может возникнуть еще одна полновесная силовая структура – с правом на оперативно-разыскную деятельность и даже следствие. И, возможно, существующая отдельно от Минюста. ФССП, как известно, подчинена сейчас Минюсту. Ее работники формально не считаются ни правоохранителями, ни тем более военнослужащими. 

Это прежде всего значит, что и зарплату приставы получают существенно более низкую по сравнению с сотрудниками силовых органов. Из-за чего в ведомстве Артура Парфенчикова наблюдается большая текучка кадров – более 30% в год. В Минюсте решили бороться с этой и другими существующими в службе проблемами. Например, сейчас стоит вопрос о выведении судебных приставов из-под гражданской службы и придания им особого статуса. Поскольку такого вида госслужбы, как правоохранительная, в нашей стране нет, то для приставов или установят какие-то особенности, как это сделано, скажем, для дипломатов, или вообще переведут их на военное положение – как, например, часть работников ФСБ. Что же касается самой ФССП, то она уже неоднократно ратовала за расширение своих полномочий, в частности, для проведения оперативно-разыскных действий.

Предложения по повышению престижа службы судебных приставов звучат довольно часто. На коллегии ФССП, которая прошла в начале февраля в Москве, замминистра юстиции Алу Алханов заявил, что Минюст совместно с ФССП разработает в 2015 году законопроект «О службе судебных приставов», документ будет направлен на повышение того самого престижа, а главное – заработной платы. А в конце прошлой недели руководитель управления Минюста по Якутии Ольга Романова на коллегии республиканского УФССП заявила, что вопрос о выведении службы из системы гражданской сферы уже поставлен министром юстиции Александром Коноваловым. «Такой проект разработан, в этом году будет продолжена работа по его принятию», – пояснила она.

До конца февраля, по ее словам, будет подготовлен общий доклад об итогах деятельности ФССП за прошлый год и его планах на нынешний. Он будет внесен Минюстом на рассмотрение президента. По словам Романовой, также в этом году будет принято несколько документов, совершенствующих работу судебных приставов. Адвокат Теюб Шарифов утверждает, что это будет означать постепенный выход ФССП из-под кураторства Минюста. По его словам, такие разговоры ведутся как в адвокатской среде, так и среди самих сотрудников ФССП – дескать, приставов могут выделить в отдельную правоохранительную структуру. Если это произойдет, подчеркнул собеседник «НГ», новый орган получит социальные гарантии по аналогии с другими силовыми структурами: «При этом надзор за исполнением в ФССП российского законодательства будет осуществлять прокуратура, а сама эта служба, как и прочие силовые ведомства, попадет в президентское подчинение». Более того, адвокат полагает, что в принципе ФССП могут даже разделить на две части: ту, что обеспечивает деятельность судов, оставят за ними или в составе Минюста, а ту, что будет заниматься исполнительным производством в интересах всего государства, как раз и превратят в самостоятельного силовика.

Шарифов напомнил «НГ», почему ФССП обязательно нужно реформировать. Главный недостаток, считает он, заключается в том, что «наиболее распространенным нарушением является бездействие судебных приставов по исполнению судебных актов». Более того, подчеркнул эксперт, в ряде регионов установлены факты их неисполнения на протяжении нескольких лет: «Сегодня есть все законные рычаги для исполнения производства, но нет ни кадров из-за низких зарплат, ни координации ФССП с другими ведомствами». Однако, предупредил Шарифов, быстро положительных сдвигов ожидать не стоит: «Скорее всего реформа будет представлять собой постепенные шаги. Вначале их наделят дополнительными полномочиями, посмотрят, как это работает, а потом уже будут думать о дальнейших ходах».

В самом Минюсте считают, что о самостоятельности ФССП говорить пока рано. На запрос «НГ» в ведомстве ответили, что сейчас у них немного иные задачи: «Нами разработан законопроект, направленный на регулирование особенностей прохождения государственной службы судебными приставами, осуществляющими правоохранительные функции. Законопроектом предлагается с 1 января 2016 года исключить судебных приставов из числа служащих, проходящих государственную гражданскую службу, и установить для них иной вид государственной службы с предоставлением соответствующих социальных гарантий».

Член Адвокатской палаты Москвы Владимир Беляев полагает, что добиться изменений будет достаточно трудно. «Всегда найдутся противоречия. Конечно, если президент возьмется за эту службу, то приставы будут работать нормально. Но с другой стороны, не может же он стоять над каждой службой с молотком, чтобы наша вертикаль власти все-таки работала». По мнению Беляева, есть опасность, что, получив большие полномочия, приставы начнут ими злоупотреблять: «Мы видим, что как только ведомства сильней нагружают, дают им больше свободы – их исполнительность снижается. Контроль должен быть жестче, а от постоянного реформирования толку нет».

Кстати, в начале февраля глава ФССП Артур Парфенчиков выступил в Совете Федерации с докладом «Актуальные вопросы принудительного исполнения судебных решений, а также исполнения актов органов и должностных лиц». Свою речь он начал с признания, что, «безусловно, проблемы существуют». Например, в прошлом году наблюдалась устойчивая тенденция роста количества документов, поступающих на принудительное исполнение: «Всего к нам на исполнение поступило почти 40 млн исполнительных документов, в 2013 году было 33,7 млн. Рост очень большой. Возросло и число документов, находящихся на текущем исполнении – 62 млн. Еще несколько лет назад эта цифра казалась нам какой-то космической». Были у выступавшего и предложения, как уменьшить количество дел у приставов. Например, наладить систему уведомлений граждан и компаний о возникновении у них тех или иных обязательств.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Данила Моисеев

Аун Сан Су Чжи изменена мера пресечения

0
336
Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Владимир Скосырев

Мониторинг КНДР будут вести без России и, возможно, Китая

0
452
Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Михаил Сергеев

К 2030 году на отечественный софт перейдут до 80% организаций

0
384
"Яблоко" занялось антитеррором

"Яблоко" занялось антитеррором

Дарья Гармоненко

Инициатива поможет набрать партии очки на региональном уровне

0
378

Другие новости