В скором времени запрет на выезд за границу может коснуться и уклонившихся от призыва. Фото PhotoXPress.ru |
Законопроект о новом наказании для тех, кто незаконно избежал призыва в армию, поступил в Госдуму. Уклонистам может быть на пять лет запрещен выезд из России. Автор инициативы, первый зампред комитета по обороне Андрей Красов предлагает на такой же срок запретить этой категории граждан и поступление на госслужбу.
Поправки депутата из «Единой России» состоят из четырех пунктов. Первый – это предложение Красова исправить в федеральном законе о праве граждан на выезд за границу и въезд из нее в Россию одно досадное, по его мнению, упущение. А именно, запрет на пять лет покидать пределы родины для тех, кого признали незаконно уклонившимся от армейской службы по призыву. Причем никаких обоснований подобной инициативе депутат не предоставил – в пояснительной записке нет ни одного слова о том, что побудило его к такой инициативе.
Впрочем, в ней при желании можно увидеть, например, намек на попытку исправить некую социальную несправедливость. Ведь по распространенному в умах большинства людей представлению от службы в армии «косят» дети исключительно зажиточных сограждан. Поэтому-то и подход к «дезертирам» можно сделать построже: мол, не нравится служить России в армии – извольте в течение пяти лет просто побыть в стране.
Примерно так объяснил трактовку Красовым права граждан на выезд юрист Александр Кобринский. По его словам, «если исходить из логики депутата Госдумы, то получается, что находиться на территории России – это какое-то наказание, мол, раз совершил что-то нехорошее, значит, пять лет будешь невыездным». Эксперт провел аналогию с советскими временами, когда ездить за границу могли только самые достойные с точки зрения властей люди. Саму же инициативу он назвал «бредом, не имеющим к праву никакого отношения» и, более того, противоречащей Конституции. «У нас существует право на свободу передвижения: если гражданин не лишен свободы и не находится под подпиской о невыезде, то он имеет право ездить туда, куда ему хочется», – пояснил Кобринский.
А вот депутат Госдумы Франц Клинцевич в этом не уверен: «Я поддерживаю такую инициативу, все, что делает Красов, – это как бы продолжение моих прежних инициатив, которые были, правда, пожестче и в обществе не очень хорошо воспринимались». Депутат уверен, что идея его коллеги из комитета ГД по обороне – совершенно правильная, потому что призвана навести порядок. Сам он ее всячески поддержал, но затруднился сказать, каково будет мнение фракции «Единая Россия», потому что данная тема еще не обсуждалась.
Отметим, что для своих трех остальных поправок Красов объяснения нашел и четко изложил их в пояснительной записке. Так, предлагаемая норма, согласно которой военкомат отправляет повестку о призыве заказным письмом на официальный адрес призывника, необходима для «совершенствования механизма вручения гражданам повесток о призыве на военную службу». Это, мол, должно сократить число нежелающих встать под ружье.
Другие поправки Красова направлены на реализацию постановления Конституционного суда (КС) от 30 октября 2014 года. КС тогда признал неконституционным бессрочный запрет на замещение госдолжностей теми, кто, не имея должных оснований, увильнул от службы по призыву. Чтобы исправить это конституционное недоразумение, Красов предложил установить точный срок запрета на данную профессию: не служил в армии, то и в госорганах служить не будешь, но только в течение пяти лет.
Любопытно, что и депутат, и, что более странно, КС, хотя и ссылаются на действующее уголовное наказание за уклонение от срочной службы, тем не менее, видимо, не считают его мерой действенной. А между тем в Уголовном кодексе написано, что такое преступление карается штрафами, принудительными работами, арестом на срок до шести месяцев или лишением свободы до двух лет. И соответствующее решение выносит суд, а не какая-то призывная комиссия. Клинцевич, кстати, на вопрос, корректно ли давать военным комиссиям полномочия суда лишать человека его конституционного права на выезд, сослался на неокончательный характер инициативы. Кобринский, в свою очередь, уверен: факт того, что человек «откосил» от службы, должен быть установлен судом и подтвержден его приговором. И тогда законодатель имел бы право «судимых людей на госслужбу не брать».
Впрочем, к инициативе депутата-единоросса Красова и без этого остается много претензий. Например, не вполне обоснованным выглядит именно пятилетний запрет уклонистам на госслужбу. В первоначальной инициативе о бессрочном запрете был хотя бы какой-то смысл – это выглядело как наказание и недопущение до власти людей, по определению КС, недолжного «морально-нравственного уровня». Именно бессрочный запрет, как бы кто к нему ни относился, действительно был направлен на усиление престижа и привлекательности военной службы по призыву. Сейчас же получается, что человек через пять лет может получить госдолжность, но нигде не записано, каким образом он исправит совершенное им, по сути дела, преступление. И наконец, последний вопрос депутату – а не стоило бы таким преступникам-уклонистам запрещать не выезд из страны, а въезд в нее сразу же после того, как они имели неосторожность отправиться по каким-то своим делам за рубеж?