Рамзан Кадыров намерен наказывать родственников террористов через суд. Фото PhotoXPress.ru
Вчера в Госдуму поступила инициатива парламента Чеченской Республики (ЧР) об уголовной и имущественной ответственности родственников террористов. Кроме повышения сроков заключения по террористическим статьям и возможности применять их и к родным боевиков, для последних вводятся еще и конфискация имущества, и арест банковских счетов с последующим изъятием денег. Напомним, что президент Владимир Путин 18 декабря напомнил главе ЧР Рамзану Кадырову: досудебные расправы в РФ недопустимы, виновными граждан можно признавать лишь по закону и через суд.
Законопроект называется «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части усиления ответственности за совершение преступления против общественной безопасности». Главная его новация в том, что в Уголовный кодекс (УК) вводятся два новых наказания. Во-первых, это конфискация имущества как отдельный его вид, во-вторых, арест банковского счета с изъятием денежных средств – тоже как особая кара родственникам обвиняемых в террористических преступлениях. Напомним, что в действующей редакции УК таких видов наказания не предусмотрено.
Чеченские парламентарии обсуждали поступивший вчера в Госдуму законопроект в конце прошлого года. В пресс-релизе на сайте парламента республики основной упор сделан, с одной стороны, на объяснение, для чего же нужно очередное ужесточение антитеррористического законодательства, а с другой – на уверения, что применяться новые нормы станут не огульно, а исключительно на основании четких доказательств связи конкретного боевика со своими родственниками и установления фактов их ему помощи.
Например, спикер парламента ЧР Дукуваха Абдурахманов, напомнив о недавнем теракте в Грозном, отметил, что предлагаемый законопроект направлен на совершенствование законодательства с целью усиления меры ответственности террориста не только за себя, но в первую очередь за своих родителей и близких родственников «при условии, если будет доказан факт содействия лицам, совершившим такие преступления, уголовной ответственности подлежат его родители и (или) его совершеннолетние близкие родственники».
Кроме того, повышаются в целом и все сроки по террористическим статьям – в среднем на 5–10 лет. Скажем, если сейчас по статье 205 УК «Террористический акт» дают от 8 до 15 лет, то чеченцы предлагают от 15 до 25. Или, к примеру, по статье 206 УК о заложниках ныне наказание не превышает 10 лет, тогда как парламент ЧР полагает, что с «десяточки» надо только начинать, максимум же должно быть 15 лет. Что же касается наказания в виде конфискации, то под ней предлагается понимать «принудительное изъятие имущества, находящегося в собственности осужденного, и передачу его в собственность государства или в собственность пострадавшего лица для возмещения имущественного ущерба и морального вреда». Этой конфискации предлагается подвергать имущество как осужденного, так и его родителей или близких родственников, если доказано, что это имущество получено ими за счет средств лица, совершившего преступление, или в результате содействия родственников террористу в какой-либо форме.
Вчера различные правозащитники уже высказались негативно в отношении чеченской инициативы. Как известно, ряд общественных структур обвиняет чеченскую власть в потворстве расправам над родственниками боевиков и их имуществом, а то и вовсе в руководстве этими акциями возмездия. Публичные заявления главы Чечни Рамзана Кадырова, надо сказать, способствуют таким обвинениям.
Однако инициатива парламента ЧР – это не что иное, как прямое исполнение указания российского президента. Напомним, что он, например, говорил о возможном изгнании из республики родичей террористов, от которых последним поступала поддержка, а тем более прямая помощь. События в Грозном 18 декабря совпали с большой пресс-конференцией Владимира Путина. Тогда он и поблагодарил чеченских силовиков за их решительность, и пожурил власти за горячность. «По поводу того, что было сказано Кадыровым в отношении родственников террористов, их жилья, изгнания из республики. У меня здесь нет и не может быть никакого другого подхода, кроме одного: в России все должны соблюдать действующие в нашей стране законы. Никто не считается виновным до тех пор, пока это не признано судом», – заявил Путин. Вот чеченцы и предлагают закрепить отдельные наработанные у них приемы в федеральном законодательстве.
Кроме того, стоит отметить, что Кадыров развивает не только мысли президента, но и его законодательные инициативы. Дело в том, что осенью 2013 года Госдума приняла внесенное Путиным предложение о введении солидарной ответственности родных и близких террористов. Правда, лишь имущественной. Кстати, в первоначальной редакции была применена крайне широкая формулировка – речь шла и о близких родственниках террориста, а также любых лицах, «состоящих с ним в родстве (свойстве), и иных лицах, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги ему в силу сложившихся личных отношений». Впрочем, последняя позиция, позволяющая привлечь к ответственности практически любого произвольно выбранного гражданина, в окончательном тексте закона все-таки отсутствует.