Гуманитарные конвои стали главным инструментом российской политики на юго-востоке Украины. Фото Reuters
Интерес к Донбассу в России из политического, похоже, становится чисто гуманитарным. На вчерашнем заседании Общественного комитета поддержки юго-востока Украины прозвучали высказывания, что мятежные регионы должны остаться в ее составе. Правда, с возможностями широкой автономии.
За время конфликта на юго-востоке Украины погибло более 4,3 тыс. жителей, еще 10 тыс. получили ранения. Такая статистика была оглашена на этом заседании. За это время было уничтожено более 7 тыс. зданий, среди которых 27 православных храмов, более 80 учебных и лечебных учреждений, 232 многоэтажки и более 3 тыс. частных домов.
Ответственность за гибель людей, разрушения и финансовую блокаду – активисты комитета возложили на киевские власти. Об этом, в частности, заявила вчера и министр труда ЛНР Светлана Малахова.
Однако в Совете Федерации – вслед за Кремлем – ополченцам дали понять, что им придется налаживать отношения с официальным Киевом. «Мы всегда заявляли, что наилучший вариант для Донбасса – автономия в составе Украины, с федерализацией и сохранением русского языка в качестве второго государственного», – сказал «НГ» сенатор Сергей Мамедов, подчеркнув, что повестка дня стала носить более позитивный характер.
Представители Донбасса продолжают настаивать на идее независимости. Малахова, к примеру, утверждала, что жизнь в составе Украины – большая катастрофа, чем даже нынешние смерти и разрушения.
Спорность такого утверждения доказывают беженцы. Как заявили вчера в СФ, их официальная численность в России снизилась до 878 тыс. человек. Тогда как раньше речь шла о количестве примерно до миллиона. То есть возвращение людей в Донбасс совпадает с прекращением активной фазы боев.
Объявленное сейчас перемирие ополченцы называют игрой. «Мы будем все делать, чтобы обеспечить мир, но при этом надо понимать, что мирные планы представляюет большую угрозу для США и Украины. – сказал «НГ» спикер парламента Новороссии Олег Царев. – Украинской власти война позволяет списать провал экономической ситуации в стране». Впрочем, и сам он признает, что в силовом противостоянии участвовало не более 10–15% населения.
На вопрос о том, каким он видит свое будущее, Царев ответил, что терять ему в любом случае нечего. «С учетом того, что мой дом и бизнес захвачены людьми Коломойского, придется в 44 года начинать жизнь сначала. Может быть, в Крым уеду, буду заниматься бизнесом», – сказал он «НГ». Царев отметил, что со стороны России ошибки были вызваны недостаточным пониманием украинских реалий: «Опираться надо было на общественное мнение, которое надо было формировать, а не на конкретных политиков».
Похоже, не остался незамеченным ополченцами и тот факт, что ни в своей речи, ни во время пресс-конференции президент Владимир Путин ни разу не произнес слова «Новороссия», «ДНР» или «ЛНР», всячески упирая на то, что происходящее в Донбассе является внутриукраинским конфликтом.
«Это значит, что до конца следующего года проблема Донбасса Украиной должна быть решена. Либо мирным путем, либо силой. Иначе эту власть украинцы просто не поймут и захотят новую, – сказал «НГ» глава Политической экспертной группы Константин Калачев. – ДНР и ЛНР нужны были России только как ключ к Украине, как инструмент решения украинской проблемы, но второе Приднестровье из них получится вряд ли». По словам эксперта, Кремль будет стремиться к размену: «Соблазн повесить на Украину тему восстановления Донбасса и таким образом затруднить ей путь в Европу очень высок. Так что боевые действия сейчас сменила война нервов».