Президент России Владимир Путин в Послании Федеральному собранию назвал Крым и древний город Корсунь (Херсонес) на его территории «местом, имеющим сакральное значение для России, таким же, как Храмовая гора в Иерусалиме, для мусульман и иудеев». Ранее глава государства уже обращался к этой теме 29 августа с.г. в ходе встречи с проправительственными активистами на Селигере, когда назвал полуостров «святым местом, где крестился князь Владимир».
«Крым имеет стратегическое значение и именно в Крыму, в Херсонесе, крестился князь Владимир, а затем крестил Русь. Христианство явилось мощной духовной объединяющей силой для государства. Именно на этой духовной почве наши предки впервые и навсегда осознали себя единым народом», – заявил в послании Владимир Путин. С исторической точки зрения правда в словах национального лидера смешивается с красивым вымыслом, а действительность прошлого – с церковной легендой.
Согласно старейшей русской летописи «Повести временных лет», в 988 году великий князь Киевский Владимир осадил византийскую крепость Корсунь на южном берегу Крыма. Боевые действия велись в окрестностях современного Севастополя. «В 6496 (988) году пошёл Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе. И стал Владимир на той стороне города у пристани, в расстоянии полета стрелы от города, и сражались крепко из города. Владимир же осадил город. Люди в городе стали изнемогать, и сказал Владимир горожанам: «Если не сдадитесь, то простою и три года». Они же не послушались его. […]. И вот некий муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу, написав на ней: «Перекопай и перейми воду, идет она по трубам из колодцев, которые за тобою с востока». Владимир же, услышав об этом, посмотрел на небо и сказал: „Если сбудется это, – сам крещусь!». И тотчас же повелел копать наперерез трубам и перенял воду. Люди изнемогли от жажды и сдались».
Исследователи не раз обращали внимание на тот факт, что история, рассказанная древнерусским книжником, похожа на легенды об обращении европейских монархов в христианство. Кроме того, согласно другим источникам, князь обошелся с жителями города не как единоверец: «А князя корсунского и с княгинею поймал, а дщерь их к себе взял в шатер, а князя и княгиню привязал у шатерной сохи и с дщерию их пред ними беззаконство сотворил. И по трех днях повелел князя и княгиню убить, а дщерь их за боярина Ижберна отдал» («Житие Владимира особого состава»). Означает ли это, что духовный переворот в жизни князя, произошедший перед стенами Корсуни – просто красивая легенда?
Несмотря на то, что события Крещения Руси (как и многое другое в то же время) покрыты мраком неизвестности, о некоторых тенденциях можно говорить определенно. Среди крестивших Русь было очень много не просто византийцев, а выходцев из Корсуня. Крымчанин Анастасий построил первую в Киеве каменную церковь – Десятинную. Его соотечественник Иоаким Корсунянин стал первым епископом Новгорода. Иоаким привел с собой множество соотечественников. Греки из Крыма создали первую на территории той части Руси, которая сейчас входит в Россию, епископскую кафедру.
Досталось князям-Рюриковичам и символическое наследие, обладавшее повышенным престижем в средневековом мире. На Русь из ограбленного византийского Крыма привезли мощи Римского Папы Климента, судьба которых в течение последующих веков интриговала латинское духовенство. Совершая сделки с западными правителями, древнерусские князья использовали фрагменты мощей Климента как ценную валюту. Так, заключение брака между дочерью Ярослава Мудрого Анна и королем Франции Генрихом I сопровождалось передачей части крымских мощей.
Любопытный факт: киевский великий князь Владимир (по происхождению, впрочем, больше связанный с Новгородом), заняв Корсунь, отказался вскоре от его удержания. Ограбив город, древнерусский правитель возвратился восвояси.
Слова президента России прокомментировал председатель Синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин: «Конечно, для любого христианина радостно, что президент вспомнил о христианских ценностях, объединивших не только русский и, шире, российский народ, но и многие другие народы, вспомнил о Крещении Руси, которое на самом деле сформировало вектор нашей истории».