0
5578
Газета Политика Интернет-версия

17.11.2014 00:01:00

Татарстан остается с президентом

Тэги: законопроект, госдума, владимир плигин, татарстан, президент, минтимер шаймиев


законопроект, госдума, владимир плигин, татарстан, президент, минтимер шаймиев Рустам Минниханов добился от Москвы серьезной уступки. Фото с официального сайта президента Татарстана

В Госдуму поступил законопроект об изменении порядка переименования в субъектах РФ должности президента в главу республики. Этот процесс должен завершиться к 2015 году, но теперь предлагается сделать исключение. Те регионы, у которых с федеральным Центром есть договор о разграничении полномочий, могут сохранить у себя президента до 1 января 2016-го. Впрочем, такой договор теперь есть только у Татарстана – для него одного исключение таким образом и делается.

Председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин и его коллега единоросс Владимир Поневежский появление своей инициативы, по сути дела, никакими доводами обосновывать и не стали. В пояснительной записке только указано, что «предусматривается дополнительно установить срок приведения конституций (уставов) субъектов РФ (до 1 января 2016 года) в соответствие с законом № 406-ФЗ для тех субъектов РФ, которые имеют утвержденный федеральным законом договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами госвласти РФ и органами госвласти субъекта». Депутаты также нигде не говорят о том, что единственным таким регионом сейчас является Татарстан.

Напомним, что в 2007 году тогдашний президент Татарстана Минтимер Шаймиев все-таки смог убедить президента РФ Владимира Путина в необходимости заключить на 10 лет новую версию договора между двумя Кремлями. Ранее – во времена Бориса Ельцина – именно соглашение между РФ и Татарстаном было таким, в котором республике отдавались наибольшие экономические полномочия. 

С Путиным такого, конечно, добиться уже не удалось, но в обмен на исключение из Конституции Татарстана намеков на госсуверенитет экономическую самостоятельность в целом сохранить удалось.

Как известно, в 2010 году руководитель Чечни Рамзан Кадыров внезапно призвал своих коллег отказаться от именования самих себя президентами. Он подал всем пример, а потом чеченский парламент инициировал еще и соответствующий законопроект. Судя по молниеносности его принятия с Москвой он был как минимум согласован, если вообще оттуда не продиктован. Правда, на изменение названия должности руководителей республик им было дано пять лет. Последней, кстати, сдалась Башкирия, а вот в Татарстане изменять что-либо категорически отказывались. Президент Рустам Минниханов, правда, делал это не демонстративно напрямую, а через различные общественные форумы, коллективные письма граждан и так далее. Наиболее же убойной силой обладали, естественно, заявления первого президента Шаймиева, который тоже был против переименования.

Владимир Плигин стал автором важного для Татарстана законопроекта.	Фото с сайта www.er.ru
Владимир Плигин стал автором важного для Татарстана законопроекта. Фото с сайта www.er.ru

Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин заявил «НГ», что это отнюдь не подарок Минниханову. «Дело в том, что в Татарстане идет острейшая дискуссия на эту тему и федеральный Центр действительно выступает в данном случае как умиротворяющая сила, которая пытается сбалансировать несколько эту дискуссию, ввести ее в конструктивное русло», – пояснил он. Ведь если действовать резко, невзирая на национальные особенности, то можно наломать дров, считает эксперт. По его словам, «годовая отсрочка показывает, что федеральный Центр внимательно следит за дискуссиями в регионах и подчеркнуто не желает вмешиваться в них в качестве репрессивной силы, хотя, конечно, будет настаивать на соответствии регионального законодательства федеральному». Как подчеркнул Мухин, «в течение года будут выговорены определенные условия, на которых произойдет достижение компромиссного решения».

Вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский полагает, что «это, безусловно, уступка Татарстану, но уступка временная, она, очевидно, в интересах Минниханова, поскольку ему предстоит избираться на свой пост, а в республике привыкли называть главу президентом, потому что президентский пост ассоциируется с особым статусом и суверенитетом, пусть даже былым». Минниханову, уверен эксперт, важно избираться именно на пост президента, а не главы, его отказ «будет восприниматься как слабость». Туровский полагает, что смысл нынешней игры в том, что «Татарстану позволят на период избирательной кампании сохранить пост президента, а после этого Татарстану все равно придется отказаться от президентского поста». Напомним, что выборы руководителя Татарстана пройдут в сентябре 2015 года.

Именно их секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов и назвал главной проблемой Кремля. «Если Минниханов изберется президентом еще на пять лет, то он уже под этим предлогом откажется отменять это название», – заявил «НГ» коммунист. Он, кстати, напомнил, что в этом году «Единая Россия» набрала в Татарстане больше, чем где-либо, но проблема в том, что «это был референдум о доверии татарскому президенту, а вовсе не федеральной партии власти». По словам депутата ГД, это был и своего рода сигнал Москве, что Татарстан – это единое общество и его не надо принуждать к тому, чего оно не хочет. По мнению Обухова, уступка федерального Центра, которую, конечно, следует считать плохим признаком, возможно, связана с трудной международной ситуацией и нежеланием власти создавать такой внутренний конфликт, в который могли бы влезть внешние силы.

Источники «НГ» в Госдуме выдвинули версию, что это все-таки не уступка, а своего рода расплата за своевременное вмешательство Татарстана в крымские дела, когда татарская диаспора на полуострове получила от единокровных и единоверных братьев с Волги заверения, что в составе России ей будет хорошо. А вот первый зампред фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов все-таки выразил сожаление о том, что «Центр дал слабину». Впрочем, по его словам, может быть, это действительно останется единичным исключением. «Главное, чтобы такие уступки – вне зависимости от того, чем они вызваны, – не стали тенденцией. Тогда это будет действительно плохо», – подчеркнул он.

Зампред комитета ГД по конституционному законодательству Сергей Иванов (ЛДПР) отметил, что законопроект Плигина–Поневежского формально одного Татарстана не касается, в нем написано, что он для тех регионов, у кого с Центром есть договор. И выразил надежду, что если таковой сейчас есть лишь у Татарстана, то, может быть, с формальной точки зрения у него есть право получить исключение. При этом источник «НГ» в аппарате ГД именно эту обезличенность закона посчитал весьма серьезной: «Таким образом, национальным субъектам дается сигнал, что вам надо добиваться таких же договоров, и тогда у вас тоже появится право требовать каких-то эксклюзивных условий существования в составе РФ».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Анастасия Башкатова

Денис Мантуров провел диалог с общественностью по поводу технологического лидерства

0
957
Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Ольга Соловьева

0
912
Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Михаил Сергеев

Актуальная информация у чиновников есть только о 17% зеленого богатства страны

0
766
Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Милена Фаустова

В Госдуме предложили считать полигамию пропагандой нетрадиционных семейных отношений

0
867

Другие новости