Неосвобожденные профсоюзные активисты сейчас не защищены от претензий работодателя. Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
Депутаты Госдумы считают права профсоюзов урезанными в угоду работодателям. Эсэры требуют, чтобы коллективные договоры могли заключать любые организации вне зависимости от численности. Настаивают они и на большей защищенности низовых профлидеров от увольнений за строптивость.
Эсэры Михаил Емельянов, Андрей Руденко, Александр Бурков и Александр Агеев предлагают поправки в Трудовой кодекс (ТК), ссылаясь на ряд ранее вынесенных решений Международной организации труда (МОТ). Они уверены, что их инициатива позволит восстановить «нарушенный баланс между работниками и работодателями, вернуть диалог профсоюзов и работодателей, а также повысить зарплату в стране до уровня, соответствующего производительности труда».
«Более всего нас не устраивают нормы ТК в части коллективных договоров, которые заключаются по результатам переговоров между сотрудниками компании и их работодателем», – сказал «НГ» Емельянов. По его словам, именно этот документ играет решающую роль в определении условий труда работников. Проблема в том, уверяет собеседник «НГ», что с 2001 года к хозяину могут обратиться лишь профсоюзы, которые объединяют не менее 50% персонала. Эсэры же предлагают вернуть профсоюзам право на коллективный договор и коллективный трудовой спор, то есть забастовку, который сейчас, по их словам, карается жесткими санкциями.
«Коллективный договор является основным гарантом защиты прав трудящихся, поэтому должен быть доступен каждому» – заявил «НГ» председатель Профсоюза работников строительных специальностей и сервисных организаций Владимир Шапошников. «Когда работники организации в силах отстаивать свои права и интересы, они могут и указывать руководителю на его ошибки. Поэтому проблема защиты прав профлидеров действительно стоит на первом месте. Представлять интересы людей они могут только при гарантии собственной правовой безопасности. И только в этом случае рабочий коллектив может рассчитывать на достойную зарплату», – подчеркнул Шапошников.
Кстати, по данным депутатов, нынешняя зарплата россиян ниже в шесть раз, чем у жителей Западной Европы, хотя производительность труда отстает в два раза. «В существующих законодательных условиях работник лишен возможности получать справедливое вознаграждение за труд, что, в свою очередь, ведет к искусственному сужению рынка сбыта», – говорится в пояснительной записке к законопроекту СР.
По словам Шапошникова, председатели официальных профсоюзов опасаются перечить руководству компаний: «Это уже вполне обычно, когда лидеры действительно независимых профсоюзов подвергаются нападкам со стороны бизнеса. Причем если раньше речь шла об их увольнении, как говорится, без суда и следствия, то теперь на них заводят настоящие уголовные дела».
Напомним, что сейчас уволить неосвобожденных профсоюзных лидеров – тех, кто не получает из профсоюзной кассы зарплату за свою работу, можно за любое нарушение. Например, за опоздание на работу или за несвоевременное исполнение задания. К эсэрам неоднократно обращались профсоюзы с жалобами на эту несправедливую норму. Недавно представители Профсоюза летного состава аэропорта «Шереметьево» попросили депутатов заступиться за их бывшего председателя, которого уволили за активное вмешательство в дела руководства. Хотя официально он якобы подпал под сокращение штатов. Еще в 2009 году профсоюзы пытались оспорить в Конституционном суде (КС) эту норму ТК, но он признал ее вполне законной. Спустя год Россия ратифицировала Конвенцию МОТ № 135 о защите права на объединение, где предусмотрен особый порядок увольнения руководителей профсоюзов. Тем самым решение КС было аннулировано, ведь международное право по Конституции выше внутрироссийского.
Емельянов пояснил «НГ», что теперь «в соответствии с принятыми Россией международными обязательствами нужно прописать, что работодатель может уволить председателя профсоюзов только по решению суда». Он подчеркнул, что сделать это нужно было еще четыре года назад, сразу после ратификации конвенции. Интерес эсэров он описал так: «Социал-демократы, то есть «Справедливая Россия», всегда защищают интересы людей наемного труда, а потому мы и сотрудничаем с профсоюзами. Другие же партии в этом не слишком заинтересованы, собственно, как и верхушка ФНПР под руководством Михаила Шмакова, которая прочно слилась с политической элитой и уже не причисляет себя к числу обычных трудящихся».