Фото Reuters
На минувшей неделе украинскую летчицу Надежду Савченко судебная психиатрическая экспертиза признала вменяемой. Поэтому обвиняемая была переведена из Института Сербского обратно в СИЗО.
Басманный суд в очередной раз перенес рассмотрение жалобы защиты Надежды Савченко на решение следствия отказать в приобщении к делу опросов украинских свидетелей ее похищения. Ее адвокаты, в частности, провели в Киеве опросы служащих батальона «Айдар», бывших очевидцами событий 17 июня, когда Савченко попала в плен к ополченцам ЛНР.
Эту жалобу суд теперь предполагает рассмотреть 7 ноября. Между тем в конце прошлой недели судебная психиатрическая экспертиза в отношении украинской летчицы была закончена. Она признана вменяемой и этапирована из Института Сербского обратно в изолятор.
Адвокат Николай Полозов сообщил, что, насколько ему известно, с его подопечной не проводили тестов, необходимых в данном случае. Полозов объяснил столь спешное завершение экспертизы политическими причинами. И отметил, что Савченко рассчитывает на свой депутатский статус, который должен сыграть важную роль в вопросе ее освобождения или обмена. Напомним, что на 11 ноября запланировано слушание по жалобе адвокатов на назначение самой психиатрической экспертизы.
Адвокат Марк Фейгин сообщил «НГ», что сначала защита увидит текст заключения, а потом «мы решим – оспаривать или нет и что оспаривать». По словам адвоката, «надо прочитать, что написали эксперты, может быть, там будут две строчки, что Савченко вменяемая, расстройства личности нет – и что тогда обжаловать?» Пока же неизвестно, как в этом заключении обвиняемая характеризуется как личность: «Может, они признали, что у нее есть какие-то заболевания, но в момент совершения она была вменяемой. Вменяемость и наличие семантики заболеваний, психологических или психиатрических, – это разные вещи». «Мы будем оценивать: качественная экспертиза – некачественная, верно расставлены акценты в заключении или неверно», – объяснил адвокат.
Марк Фейгин категорически отверг предположение сестры летчицы Веры Савченко о том, что российские адвокаты в отличие от украинских защитников хотят добиться отправки Надежды на лечение: «Я не знаю, откуда сестра это взяла, потому что публично ничего подобного никто и никогда не озвучивал, это какая-то фантазия. Как российская защита может чего-то хотеть, когда этот вопрос находится исключительно в ведении экспертов? Защита не влияет на экспертизу никаким образом. Я думаю, это просто какие-то домыслы и не более того», – заявил Фейгин.
Адвокат пояснил при этом, что «украинских адвокатов Надежды Савченко не существует». «В Украине находятся какие-то юристы, нанятые матерью Савченко, но там против нее не выдвинуто никаких обвинений, а принимать участие в российском деле они не могут, поэтому мы не знаем, кто эти люди», – подчеркнул Фейгин. Российские же адвокаты, по его словам, ведут свою защиту, исходя из невиновности Савченко по всем статьям обвинения: «В данном случае это пока одна статья 105 – убийство, но если сейчас доследственная проверка по статье 322 о незаконном переходе границы выявит в ее действиях признаки преступления, то мы будем утверждать обратное. Российская защита считает ее невиновной». Напомним, что ранее Вера Савченко заявила: мол, украинские адвокаты настаивают на замене статьи обвинения со 105-й на 322-ю, а российская команда, дескать, хочет добиться отправки Надежды Савченко на лечение.