Фото Reuters
На дискуссионном клубе «Валдай» Владимир Путин в очередной раз вершил суд. Если смотреть на произошедшее с выигрышной для журналиста позиции, он не обманул ожиданий. Об этом можно судить по изобилию острых материалов, посвященных его выпадам в отношении Соединенных Штатов.
Вместе с тем особый интерес вызывает не анализ выпадов, а скорее то, что большинство наблюдателей неточно их интерпретировали. Довольно предсказуемо американские журналисты и ученые, действуя по заученному сценарию, поспешно развенчали замечания Путина как неоправданную критику Соединенных Штатов и их внешней политики. Кроме того, некоторые наблюдатели в США немедленно попытались истолковать критические тезисы Путина как тревожный звонок для европейцев, призвав их поддержать американского союзника.
Однако европейцы не нуждались в такой подсказке. Американцы уверены, будто европейцы весьма наивны в восприятии России. Но Старый Свет имеет собственный взгляд на многие недостатки Москвы.
Европейцев несколько изумила близорукость американских наблюдателй. Возможно, они просто не понимают, что происходит. Без сомнения, Путин и те силы, которыми он руководит, совершили ряд незаконных действий в Восточной Украине и где-то еще. Но это не значит, что Путин в своей критике внешней политики США не попал в точку по существенно важным пунктам, хотя, конечно, и не по всем. Мало кто из европейцев всерьез ставит под сомнение его утверждение о том, что руководство США «постоянно борется с результатами своей собственной политики» и вынуждено решать «проблемы, которые оно само создало».
Если бы только Путин не зашел слишком далеко в своей риторике и концепции современного мира! Основная проблема Путина в том, что он по-прежнему живет в мире, где действует закон «зуб за зуб», – мире, где Россия имеет «право» совершать ошибки того же рода, что и Соединенные Штаты. Но едва ли эта дорога ведет к истине. Чтобы усилия оказались успешными, Путину нужно выбрать прямой путь, а не идти по стопам Соединенных Штатов, и строго придерживаться здравого смысла там, где США поступили абсурдно.
Путин жестоко просчитывается и в другом: несмотря на откровенные пропагандистские усилия Russia Today и покупку рекламных полос в западных СМИ, у его страны почти нет мягкой силы. Сравните происходящее с тем, как действуют Соединенные Штаты. Да, правительство США, осознанно или нет, растеряло много компонентов своей мягкой силы. И Путин действительно прав, говоря о недостатках политики Вашингтона на международной арене. Тем не менее у Соединенных Штатов остается существенный капитал мягкой силы. Почему? Причина, по которой правительство США до какой-то степени справляется с ситуацией, заключается в том, что многие, признают они это открыто или нет, восхищаются Соединенными Штатами как страной и как обществом. Это восхищение в значительной мере свойственно некоторым российским олигархам.
Еще одна ошибка Путина – в систематическом запугивании Европы глобальными рисками, включая ядерные. Цель российского президента якобы в том, чтобы сделать европейское видение России менее предвзятым. После того как в Донбассе был сбит малайзийский Boeing, следовавший рейсом MH-17, эта задача стала очень сложной. Но пусть Путин испытает свои силы. В любом случае шум вокруг ядерного вопроса – верный способ отвратить от себя последних европейцев (тут не имеются в виду странные лица типа венгерского премьера Виктора Орбана), которые еще готовы прислушиваться к его мнению.
Так же контрпродуктивна попытка Путина любой ценой привлечь внимание к появлению незападного миропорядка. Опять он прав лишь наполовину. Любой человек (но только не в Вашингтоне) согласится с тем, что мир нуждается в движении к постамериканскому порядку – из-за вреда, который нанесла внешняя политика США за последние 10 с лишним лет. Но если теперь Путин заявляет, например, о союзе с Китаем, то он производит впечатление человека, впадающего в самообман. Очевидно, что в отношении Китая риторики у него гораздо больше, чем влияния. Китайцы знают, как использовать его в своих целях, сыграть с ним в свою игру, а затем отвернуться от него.
Двойной урок, который президент России немедленно должен усвоить, если хочет, чтобы его страна получила шанс на возрождение, заключается в следующем: во-первых, прекратить любые действия, которые являются вопиющим нарушением международного права, а во-вторых – понять, что, прибегая к угрозам, невозможно добиться ничего, кроме воскрешения страхов, связанных с Россией. Эти страхи глубоко укоренились и поэтому, даже в хорошие времена, подспудно сохраняются.
Словом, глубоко изумляет во многих действиях Путина и в большей части риторики то, что они играют на руку основным оппонентам Москвы. Такие действия могут помочь ему укрепить власть внутри страны, но ведь там политическая конкуренция и без того почти отсутствует. То, что в стране способно дать в лучшем случае незначительный эффект, на международной арене обычно оборачивается крупным негативом – не для американцев (их отношения с путинской Россией можно считать делом безнадежным), а для европейцев.
В сухом остатке результатом действий Путина за последние годы стало то, что он сам значительно сблизил европейцев с американцами. Это произошло не в результате того, что европейцы внезапно стали больше доверять американцам (наоборот, случилось прямо противоположное даже в европейском истеблишменте). Но и это – не результат эффективных пиар-ходов, предпринятых американской стороной с целью ввести европейцев в заблуждение. Нет, этот ошеломляющий итог – прямое следствие поразительной способности Путина затевать дела, обреченные на провал. Это, очевидно, последнее из того, чего ждет Россия от своего лидера.