Депутаты Госдумы мнение людей о смертной казни знают и не прочь выступить с популярными инициативами. Фото РИА Новости
Чуть более половины россиян, как показывают опросы, являются сторонниками отмены моратория на смертную казнь и ее применения к педофилам, убийцам и террористам. Народные избранники чаяния электората знают. Например, на этой сессии Госдумы может быть рассмотрена соответствующая инициатива ЛДПР. А КПРФ готовит поправки в Конституцию, чтобы назначать высшую меру не только за тяжкие преступления, но и по ряду экономических статей. Расстреливать, считают коммунисты, нужно за взятки и кражу госимущества.
Некоторые парламентарии, воодушевленные народной поддержкой, что отмена моратория на смертную казнь безусловно позволит снизить уровень преступности в стране. Однако у разных партий оказались различные мнения о том, за что конкретно можно ее предусмотреть.
Например, ЛДПР смотрит на высшую меру как на способ покарать за самые гнусные преступления. Депутат Госдумы от ЛДПР Роман Худяков рассчитывает, что в осеннюю сессию Госдума рассмотрит его законопроект о наказании смертью за терроризм и педофилию. «Сегодня это наиболее актуальная тема, в частности, на фоне поддержки среди россиян», – заверил он «НГ». Депутат подчеркивает, что такую категорию преступников никак не исправить, и, стало быть, не стоит тратить налоги на их содержание.
Напомним, накануне социологи фонда «Общественное мнение» (ФОМ) выяснили, что 63% граждан считают «в принципе допустимыми» приговоры к смертной казни. Среди преступлений, за которые можно казнить, они указывают: педофилию (73%), убийства (63%), терроризм (53%), изнасилования (47%), распространение наркотиков (28%) и государственную измену (13%). «Предложенные изменения поддерживаются большинством россиян и прямо направлены на достижение справедливости. Только так мы сможем снизить число преступлений и заставить людей исполнять законы нашей страны», – говорит Худяков. В других партиях, по его мнению, поддержат инициативу при ее рассмотрении.
Между тем, как стало известно «НГ», коммунисты тоже планируют вскоре внести в нижнюю палату предложение. Однако их подход более основателен. Они собираются выступить с проектом поправок в Конституцию, предлагающих применять высшую меру социальной защиты не только за тяжкие общеуголовные, но и за так называемые экономические преступления. То есть, скажем, в отношении чиновников, получивших взятку в особо крупном размере (свыше 1 млн руб.) или виновных в расхищении госсредств. По словам главы юрслужбы Вадима Соловьева, распространить данное наказание можно было бы и на виновных в мошенничестве. Причем все эти преступления, если они совершаются госслужащими, собеседник «НГ» предложил приравнять к госизмене. В беседе с «НГ» Соловьев подчеркнул: разговоры о борьбе с коррупцией не приносят результатов, и только высшая мера «наведет порядок как среди уголовников, так и среди чиновников». Коммунист предположил, что идея в принципе может найти положительный отклик у большинства Госдумы, поскольку «Единая Россия» планирует закрепить в Конституции понятие «государственная идеология» и потребовать отмены приоритета международных норм. А мораторий на смертную казнь как раз является одним из международных обязательств РФ.
Адвокат Теюб Шарифов в принципе поддержал идеи депутатов, указав на опыт других стран. В США, напомнил он, смертная казнь существовала всегда, и это ни у кого не вызывало жалоб, есть она и «в Китае, где не стесняются казнить чиновников и поддерживать уровень коррупции на низком уровне». А иначе, считает адвокат, ситуацию в корне не удастся переломить. Эксперт полагает, что число россиян, поддерживающих отмену моратория, гораздо больше, чем показывают публикуемые опросы: «Трудно представить, сколько людей успели пострадать от рук террористов, педофилов или вороватых чиновников. Разумеется, каждый их них хочет высшей меры именно для своих обидчиков». Однако в предложениях об отмене моратория есть и подводные камни, говорит Шарифов, жесткое наказание может стать средством для устрашения и устранения неугодных.
Обязательство отменить смертную казнь Россия взяла на себя при подписании протокола № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод в апреле 1997 года. Это было условием принятия РФ в Совет Европы. 19 ноября 2009 года Конституционный суд решил, что смертная казнь не должна применяться до момента, когда Россия либо ратифицирует протокол № 6, либо откажется от его исполнения. Вадим Соловьев настаивает на том, что раз этот протокол, хотя и подписанный РФ, до сих пор не ратифицирован Госдумой, то, «по сути, у КС сегодня нет оснований для решения о неприменении смертной казни».
Противником идеи отмены моратория выступил судья Хостинского районного суда города Сочи Дмитрий Новиков. Прежде всего его беспокоит возможность судебных ошибок. В России, по его словам, плохо работает система противовесов: «У нас не выработаны механизмы защиты от предъявленных обвинений. Нет возможности защититься от необоснованных претензий, поскольку даже суду сегодня, по сути, запрещено анализировать фактические обстоятельства дела». В результате, говорит судья, пострадать может невиновный человек – спустя несколько лет государство, возможно, и «реабилитирует его, но уже посмертно». Кроме того, уверен Новиков, новые законы не смогут нормально работать в условиях сегодняшней коррупции: «С помощью взяток обвинить можно будет любого неугодного человека. Помните, например, как 30 лет назад у нас расстреляли директора московского магазина «Елисеевский»? Сегодня судьи, вынесшие приговор, покупают там продукты и признают, что то, что он делал, было лишь предпринимательскими отношениями».
Впрочем, Новиков увидел и более общий смысл в появлении опросов о смертной казни и депутатских на этот счет инициатив. Он напомнил, что сегодня все чаще звучат разговоры о необходимости выхода России из-под юрисдикции Европейского суда по правам человека: «Сами мы выйти не можем, поскольку власти не хотят признавать своего нежелания жить в соответствии с европейскими нормами. Поэтому они, похоже, решили пойти хитрым путем – восстановить в стране смертную казнь, заранее зная реакцию Европы, что нас тут же из ПАСЕ и прочих структур исключат. И тогда Кремль сможет спокойно заявить, что это было решение не наше».
Думских коллег отказались поддержать и в «Справедливой России». Как объяснил «НГ» первый зампред фракции СР Михаил Емельянов, в ГД сегодня «полный раздрай в этом вопросе»: «Некоторые убеждены, что это хорошая инициатива, но мы опасаемся того, как она будет реализована. Будут ли это, так сказать, честные казни?»