0
11837
Газета Политика Интернет-версия

09.07.2014 00:01:00

Две трети россиян – против ввода войск в Украину

Тэги: украинский кризис, ато, россия, внешняя политика


украинский кризис, ато, россия, внешняя политика Ополченцы покинули Славянск. Фото РИА Новости

Сегодня в Брюсселе представители стран – членов ЕС обсудят возможные новые санкции против РФ. Между тем, утверждают социологи, все больше граждан высказывают беспокойство по поводу мер, предпринятых Западом в отношении России. Растет число респондентов, выступающих против ввода войск на юго-восток Украины. А тех, кто считает ошибкой бойкот товаров из республики, больше, чем одобряющих эту меру.

Пока госканалы в непрерывном формате демонстрируют населению ужасы, творимые киевскими войсками на юго-востоке Украины, а думская оппозиция проводит митинги с призывами вмешаться в дела республики, отношение в обществе постепенно меняется – и к событиям в Украине, и к санкциям Запада. По данным Левада-Центра, сегодня почти каждый третий россиянин (31%) считает, что они направлены против широких слоев населения России, и 35% уверены, что подобные меры реально затрагивают их интересы. Еще в конце мая таких граждан было 27 и 24% соответственно.

Сокращается и доля россиян, полагающих, что санкции затрагивают интересы узкого круга людей, отвечающих за политику в отношении Украины. Снижение составило 11 пунктов, опустившись с 63 до 52%. Людей, уверенных в том, что санкции направлены именно против самой узкой группы, стало 35% – было 42%. 55% респондентов (60% – три месяца назад) уверены, что санкции Запада «в конечном счете коснутся только высшего руководства, простым людям волноваться по этому поводу не стоит». При этом растет число оптимистов. 43% опрошенных надеются, что «все будет спущено на тормозах и наши отношения постепенно вернутся в прежнее русло». 

Впрочем, 37% не исключают, что Москву ожидает нарастание напряженности в отношениях с западными партнерами и даже новый виток холодной войны.

Вчера появились данные опроса ВЦИОМа – половина (49%) наших сограждан отказались поддержать бойкот украинских товаров. А накануне, в понедельник, ВЦИОМ показал резкий рост числа граждан, уверенных, что вводить российские войска в Украину не следует (66%). 33% россиян считают, что этого нельзя делать ни при каких обстоятельствах. И даже «массовую гибель мирных жителей на юго-востоке Украины» называют «веским поводом для военного вмешательства» только 18% опрошенных.

Заметно поколебалась внушенная телевизором уверенность людей в том, что Запад не решится на введение жестких санкций, поскольку это будет серьезно угрожать его экономическим интересам. Сейчас таких респондентов 67%, хотя в марте их было 75%. 

Таким образом, наметился поворот в общественном мнении – граждане склонны проявлять большую осторожность в оценках происходящего на юго-востоке Украины. С учетом высокого рейтинга президента Владимира Путина можно увидеть в этом последствия его отзыва из Совета Федерации разрешения на ввод войск на территорию Украины. Отзыв стал сигналом не только Западу, но и собственному электорату.

Жителям оставленного ополченцами Краматорска предстоит возвращение к мирной жизни. 	Фото Reuters
Жителям оставленного ополченцами Краматорска
предстоит возвращение к мирной жизни.
Фото Reuters

Очевидно, телекартинка изменится. Кремль готовит население к новым подходам в этом направлении. Видимо, следует ждать уменьшения числа репортажей о жертвах среди мирных жителей юго-востока республики – еще и в силу последних событий в регионе. Речь идет о выходе ополченцев из Славянска и Краматорска. Бомбить Донецк Киев вряд ли решится. Становится понятно, что сопротивление Киеву на юго-востоке республики сворачивается. А вместе с ним – и градус пропаганды на эту тему в России. По Думе даже пошли слухи о негласном соглашении, якобы заключенном между Кремлем и лидером ополченцев Игорем Стрелковым, – последний должен прекратить сопротивление, чтобы не испортить постепенного выхода Кремля из невыигрышной ситуации, когда Путина обвиняют в недостаточной поддержке ополченцев.

Много шуму на эту тему наделал в Сети ролик с выступлением политолога Сергея Кургиняна, который строго вопрошал: «Вы мне можете, всякие эти художники, находящиеся на подсосе у разного рода ведомств, а также заполошные люди, ответить – зачем он (Стрелков. – «НГ») сдал Славянск?» Этим «болтунам диванным» Кургинян сообщил, что оставшихся ополченцев и мирных граждан сейчас «режут». «Нашелся мне Наполеон! Фокусник на пустом месте!» – так аттестует Кургинян Стрелкова. Негодование Кургиняна, расположившегося среди подушек на дорогом кожаном диване, продуманно подчеркнуто было парой автоматов за спиной политолога. Собеседники «НГ» в Госдуме иронизируют: мол, Кургинян обиделся, что остается невостребованным на новом витке политики Кремля в отношении событий в Украине.

Глава Левада-Центра Лев Гудков в беседе с «НГ» подчеркнул, что настроение граждан действительно меняется. Он признает, что рост озабоченности россиян санкциями небольшой, но важный, поскольку происходит в среде наиболее образованных, информированных граждан, отслеживающих изменения в политике и дающих им первые интерпретации. Кроме того, среди населения растет тревога по поводу действий Запада и ощущение неполного благополучия – неполной правоты российского руководства в этой сфере, говорит социолог: «Люди опасаются, что ситуация в Украине выйдет из-под контроля, и не хотят нести за это ответственность. Признавая наличие уязвимых точек для обвинения России в агрессии, провоцировании беспорядков и нарушении норм международного права».

Антиукраинская кампания продолжается, и явного пересмотра того, что происходит в Украине, пока не заметно, признает Лев Гудков, однако «волна эйфории начинает понемногу спадать и появляются растущие сомнения, скептицизм, тревога и смутные мысли: не придется ли гражданам за все это платить самим?» Ну а Кремль опасается новых санкций и готовит стратегию выхода, подчеркивает собеседник «НГ»: «Думаю, скоро мы увидим следующую фазу политики Кремля, воплощенную в образе Путина-миротворца. Он получит дополнительную поддержку, когда перенесет ответственность за происходящее с России на киевские власти и будет выступать под флагом предотвращения гуманитарной катастрофы».

Политолог Николай Петров отмечает, что Кремль ведет себя сейчас осторожно, снижая градус пропаганды, но проблема в том, что третий пакет санкций – действительно серьезный удар по экономике России, которого власть не хочет допустить: «Отсюда как бы изменение позиций по отношению к Украине и необходимость готовить к этому изменению общественное мнение». Кроме того, подчеркивает эксперт, по мере жесткого развития событий представление людей о том, что бескровно взяли Крым и это прекрасно, – тоже начинает меняться: «Люди, отвечая сейчас на вопрос, поддержали бы они ввод войск или нет, уже имеют в виду, что это не просто демонстрация силы, а реальная вовлеченность в серьезный, долгий и тяжелый кровавый конфликт. И люди этого не хотят». В этой ситуации Путину довольно сложно, замечает Петров, потому что он, «с одной стороны, не хочет усиления конфронтации с Западом, чреватой большими экономическими потерями, а с другой – ему надо каким-то образом уйти от обвинений в предательстве интересов русских на востоке Украины».

Сложность ситуации видит и глава фонда «Эффективная политика» Глеб Павловский: «В отношении Украины растет рациональное непонимание того, за что воевать: за шахты Ахметова? Стрелков – герой, но война должна иметь цель. Хотя бы мнимую. Наказать украинцев? Этого уже мало, чтобы собрать прежнее военное большинство». Это самое большинство, подчеркивает эксперт, начинает отступать, «но при этом может получить какую-то другую мишень и все равно готово броситься на кого-то другого, и это реальная политическая опасность».

Человек, заведенный телепропагандой, сейчас испытывает серьезный диссонанс, утверждает Павловский: «Речь идет о людях, которые ориентируются на решения власти и принимают ее авторитет в этом вопросе. Человеку демонстрируют в безапелляционной форме картины, предполагающие немедленное возмездие за ужасы, которые он не может и не пытается проверять. С другой стороны, российские войска не приходят в движение. Человеку надо решать: он готов (единолично, что ли?) идти защищать Донецк и требовать по-прежнему введения войск? Или он принимает двойную стратегию власти? Которая заключается в том, чтобы дискредитировать украинскую сторону, но при этом говорить о необходимости мирного решения».


статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Московский бизнес растет при поддержке современных цифровых систем

Московский бизнес растет при поддержке современных цифровых систем

Татьяна Астафьева

Цифровые сервисы облегчают жизнь столичным предпринимателям и стимулируют их развитие

0
319
Госорганы прячут от адвокатов сведения о гражданах

Госорганы прячут от адвокатов сведения о гражданах

Екатерина Трифонова

Чтобы получить информацию по запросу, защитники проходят круги судебных разбирательств

0
387
За осквернение исторической памяти будет особая статья

За осквернение исторической памяти будет особая статья

Иван Родин

Правительство сообщило Госдуме о президентской поправке в Уголовный кодекс

0
426
Партии проявляют интерес к губернаторским кампаниям

Партии проявляют интерес к губернаторским кампаниям

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Системная оппозиция будет искать возможности и ресурсы в восьми регионах

0
364

Другие новости