В этом году День России может оказаться более популярным, чем в 2013-м. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
В канун Дня России Левада-Центр провел опрос, выявивший почти 20-процентный рост числа сторонников независимой России – за год. Теперь уже не 53% граждан считают независимость благом для страны, а 71. Эксперты отмечают, что в ответах респондентов проявились две тенденции – долговременный тренд ухода от имперских идей времен Советского Союза и патриотический подъем по поводу присоединения Крыма. Собеседники «НГ» указывают на противоречивость этого сочетания и говорят о нарастающей примитивизации общественного сознания под влиянием телепропаганды.
В том, что независимость России пошла ей во благо, в 1998 году были уверены только 27% россиян. Сегодня – 71%. Распад СССР 16 лет назад считали вредным для страны 57% респондентов. Сегодня в этом уверены только 12%. Ответ «Определенно вред» дали и вовсе 2%. 10% опрошенных с сомнением заметили: «Скорее нет».
Директор Левада-Центра Лев Гудков считает, что в ответах смешались две ярко выраженные тенденции. То есть граждане отвечали на один и тот же вопрос под влиянием разных доводов и побуждений. Об этом свидетельствует беспрецедентное 20-процентное увеличение за год числа сторонников независимой России, сказал эксперт «НГ»: «Число поклонников единого Советского Союза начало заметно сокращаться примерно с 2006 года – все-таки стал заметен рост уровня жизни, доходы населения увеличились. Сократился размер абсолютной бедности – в 1998–1999 годах, после кризиса, людям часто не хватало денег даже на еду. Эта доля населения сократилась больше чем в три раза. Примерно треть населения – 35% – сегодня чувствует себя гораздо более свободно. Шок, связанный с распадом СССР и глубоким трансформационным спадом 90-х, прошел примерно к 2008 году».
Однако изменения в показателях последнего года, уверен собеседник «НГ», полностью отражают эффект присоединения Крыма и конфликта России с Украиной. По словам Гудкова, общий патриотический подъем «потянул за собой соответственно ощущение национальной гордости, некое самоудовлетворение, самолюбование». Сам этот почти 20-процентный прыжок указывает на ненормальность ситуации, говорит Гудков, на решающее воздействие на сознание людей внешних факторов – пропаганды, воинственной риторики и создания образа врага.
Заметим, что «20-процентники» – сторонники единой независимой России, одновременно с одобрением относятся к политике России в отношении Украины, результатом которой стало присоединение Крыма. Эти люди не замечают противоречивости собственных рассуждений, замечает Лев Гудков, что является отчасти симптомом «резкой примитивизации сознания, резкого упрощения картины реальности – можно сказать, поглупения части населения»: «Люди, испытывая патриотический подъем и чувство коллективного единства, перестают думать о последствиях этой политики. И вообще как-то менее рационально оценивают происходящее».
Два разных прочтения информации Левада-Центра предлагает «НГ» и председатель правления Центра политических технологий Борис Макаренко: «Формулировку о независимой России можно прочесть двояко – независимая от кого? Наверняка многие «20-процентники» считают, что речь идет о независимости от Запада». Подобные заблуждения, объясняет эксперт, неудивительны на волне крымских событий: «В данном случае они, вероятно, имеют в виду не распад Союза, а независимую от давления Запада Россию. Под влиянием событий в Украине в головах у людей – одна конфронтация, которая обрушивается на них 25 часов в сутки со всех телеканалов».
При этом, подчеркивают эксперты, долговременная тенденция остается в силе: ностальгия по СССР действительно уходит в прошлое. В значительной степени потому, что многие годы менялся состав общества – взрослыми становилось все больше людей, которые родились и выросли вне реалий Советского Союза. Они понимают, что исторический процесс имеет необратимый характер. Просто формулировка вопроса социологов поймала два разных тренда, которые наслоились один на другой и породили скачок.