Палаточные лагеря мигрантов уходят в прошлое. Фото РИА Новости
В Госдуму готовятся внести поправки, которые подкорректируют статус мигрантов, а также позволят проверять депортируемых иностранцев на наличие серьезных заболеваний. Сейчас нелегалы находятся в правовом вакууме – многие несколько лет изолированы в депортационных центрах, где условия хуже, чем в СИЗО. В Совете по правам человека вчера обвинили суды в фабрикации решений в отношении мигрантов. Поток приезжих растет – резко увеличилось число украинцев, просящих политубежища, утверждают в Федеральной миграционной службе (ФМС).
В ведомстве Константина Ромодановского вчера объявили, что в целом въезд иностранцев в Россию несколько сократился – на 16%. По данным миграционной службы, теперь границу чаще других пересекают граждане Украины, лидирующие в последнее время по числу въехавших. Многие из них просят политического убежища, подчеркнули в ведомстве, не уточнив, насколько велико число отказов в его выдаче. По оглашенной в конце апреля статистике, речь идет примерно о 3 тыс. запросивших политубежище. Напомним, что население Украины, по официальным данным, составляет более 45 млн человек.
Если к приезжим украинцам из-за политической конъюнктуры отношение первое время может быть нормальным, то на выходцев из других стран бывшего СССР, не считая Белоруссии, давно объявлена негласная охота. Меры носят карательный характер по отношению к отдельным группам мигрантов – после их показательной и унизительной высылки на освободившиеся места приезжают другие соседи.
На плохое отношение к мигрантам посетовали вчера на специальном заседании Совета по правам человека. Докладчик – член СПЧ Евгений Бобров пояснил «НГ», что основная мысль, которую совет пытается донести до ответственных органов, – не выдворять всех подряд: «Мы призываем не трогать совсем пожилых, беременных или тех, у кого есть родственники в России».
Напомним, что нелегальные мигранты (а их большинство) по неосведомленности часто подвергаются правовому беспределу со стороны правоохранительных органов. На государственном уровне для их въезда в Россию препон нет, но помехи возникают, когда необходимо попытаться получить легальные документы или официально устроиться на работу. В итоге нелегальная миграция стала системой, на которой держатся и хорошо зарабатывают многие сферы бизнеса – от строительства до подконтрольного властям ЖКХ.
Когда число приезжих – даже по официальной статистике – приблизилось к 12 млн (почти 1/10 от населения страны), из которых 4 млн нелегалы, в России стали разгораться межнациональные конфликты. Последний пример – случай в Пушкино (Московская область), где после убийства мигрантом местного жителя вспыхнули массовые беспорядки. Сейчас, по данным СПЧ, в органах ФМС этого подмосковного города вообще перестали легально оформлять мигрантов.
По словам члена СПЧ Игоря Борисова, в других отделениях ФМС получить трудовые патенты зачастую невозможно из-за их переполненности: «Фактически мы загоняем в тупик ситуацию. Не проще ли нормально организовать процесс для людей, которые хотят легально трудиться?»
Михаил Федотов призывает к человечному
отношению к мигрантам. Фото РИА Новости |
Сейчас нелегалам грозят депортация и штраф в 5 тыс. руб. либо только штраф – на усмотрение суда. Вчера в СПЧ прямо обвинили суды в фабрикации дел по выдворению мигрантов, которые зачастую рассматриваются даже в их отсутствие. «В депортационном центре часто наблюдали такую картину – человек и по-русски не говорит, и в суде не был, а на руках решение о том, что он признался в знании российских законов и их нарушении», – говорит Евгений Бобров.
Условия содержания в таких центрах плохие – учитывая, что там находятся люди, не совершившие зачастую не только уголовного, но даже административного нарушения. Распорядок дня там близок к режиму изолятора временного содержания – камеры, одна прогулка в день, хотя по закону внутри центра они должны перемещаться свободно.
Ситуация связана и с недостатком таких центров – сейчас они активно строятся во многих регионах, включая Москву. В ФМС на вопрос «НГ» о том, насколько велика потребность в местах для мигрантов, ответить затруднились, пояснив, что это находится в ведении конкретного региона.
Одно можно сказать точно – палаточные лагеря, где в антисанитарных условиях пытались содержать мигрантов в прошлом году, появляться, видимо, больше не будут. Также будет учтено предложение правозащитников о проверке мигрантов, попавших в депортационные лагеря, на наличие серьезных заболеваний. О поддержке этой идеи сообщил вчера в рамках СПЧ глава комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин. Совместно с ФМС Плигин и его заместители участвуют в подготовке поправок в законопроект «О правовом положении иностранных граждан».
К работе над поправками будет привлечено повышенное внимание, в том числе и на фоне выборов в Мосгордуму. Согласно опросам, москвичи, к примеру, называют нелегальную миграцию в качестве ключевой проблемы. И многие политики пытаются активно эксплуатировать эту тему в ходе кампаний, хотя глобально решить этот вопрос в состоянии только федеральная власть.
Мэр столицы Сергей Собянин вчера заявил, что число мигрантов, которым запрещен въезд в Москву, в 2013 году выросло в семь раз. По его данным, количество преступлений, совершенных мигрантами – иностранными гражданами – в Москве, в прошлом году также впервые снизилось. Он считает общую тенденцию неплохой – в многомиллионном городе удельный вес преступности, по итогам 2013 года, снизился на 200 преступлений.
Член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров в беседе с «НГ» подчеркивает, что проблема мигрантов прежде всего экономическая. Если в экономике, в том числе и госкомпаниям, выгодно использовать труд нелегалов, решать ее надо в этом ключе. Можно делать массу политических заявлений, вспоминать о ситуации в канун выборов, но стоит помнить, что только полицейскими и карательными мерами проблему не решить, в конечном итоге они приведут лишь к росту коррупции.