Константин Ромодановский: в России нет всплеска преступности среди приезжих. Фото с сайта www.council.gov.ru
Глава Федеральной миграционной службы (ФМС) Константин Ромодановский вчера заявил, что в России сегодня нелегально находится около 3,7 млн мигрантов. Коммунисты предлагают ввести трудовые визы для приезжих из стран СНГ, не входящих в Таможенный союз. Как стало известно «НГ», соответствующий законопроект они повторно внесут в нижнюю палату сразу после майских праздников. А депутаты Заксобрания Ленинградской области предлагают обязать работодателей обеспечивать сотрудников-мигрантов из безвизовых стран жильем и медобслуживанием.
Около 4 млн мигрантов, по словам Ромодановского, составляют «группу риска: это граждане, превысившие 90-дневный срок своего законного пребывания и предположительно незаконно работавшие». Почти половина из них (40%) – мигранты в возрасте от 17 до 29 лет, не владеющие русским языком и не адаптированные в российском обществе. По официальным данным, в прошлом году в страну въехало около 18 млн иностранцев, из них приехали работать 12,4 млн.
Свой способ решения проблемы предложили депутаты Заксобрания Ленинградской области. Они внесли в нижнюю палату законопроект, обязывающий работодателей создавать максимально комфортные условия иностранным сотрудникам. По мнению питерских парламентариев, предприятия обязаны предоставлять «жилищные, материальные и медицинские гарантии сотрудникам, приехавшим в Россию из стран с безвизовым режимом». Авторы документа утверждают, что это будет способствовать «социокультурной адаптации мигрантов и их интеграции в российское общество, развитию дифференцированных механизмов привлечения к труду рабочей силы».
Этим законопроектом, считает вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский, чиновники пытаются переложить заботу о мигрантах на работодателей. Но в результате предприниматели просто станут отказываться от иностранных работников, подчеркивает эксперт: «Им была выгодна дешевая рабочая сила. Но если содержание мигрантов влетит в копеечку, думаю, многие из них передумают привлекать их к труду».
Предложение питерского Заксобрания считает разумным и обоснованным – в принципе – президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов: «Работодатель обязан обеспечить определенные социальные стандарты приглашенному работнику и даже зарезервировать некую сумму на его депортацию в случае нарушения». Однако, напоминает эксперт, в России существует общее правило: мигранты приезжают без приглашения и потом некоторое время ищут работу. И предложенные правила окажутся результативными только в первом варианте, уверен Ремизов.
Кроме того, новые правила не коснутся массы мигрантов, работающих по патентам, говорит Ремизов: «Это форма проводимой явочным порядком миграционной амнистии. Удобный и недорогой способ легализации приезжих. И в этой сфере ни о какой ответственности предпринимателя речь не идет». Чтобы реализовать предложение питерских законодателей, следует полностью отказаться от системы патентов и допускать въезд в страну мигрантов только по приглашению, уверен эксперт.
В КПРФ, в свою очередь, считают, что питерские депутаты начали бороться с нелегальной миграцией не с того конца. В первую очередь необходимо ввести визовый режим со странами СНГ, убежден глава юрслужбы партии, депутат Вадим Соловьев. Он рассказал «НГ», что после майских праздников коммунисты повторно внесут законопроект о введении виз для трудовых мигрантов. В документах будет прописано, в каком регионе, на каком предприятии и в какой должности задействуют мигранта. «Зимой наш проект не получил поддержки в Думе, но в связи с последними событиями, связанными с Крымом, думаю, многие депутаты пересмотрели свои взгляды», – говорит Соловьев, напомнивший о приросте населения страны за счет крымчан.
Насколько вероятно введение визового режима – по инициативе какой-либо партии, необязательно КПРФ? С одной стороны, Россия по-прежнему не хочет портить отношения с руководством стран СНГ. С другой, в 2014 году стали появляться признаки осознания властью неизбежности этого шага. Уже и некоторые высокопоставленные чиновники поддерживают соответствующую инициативу. К примеру, в середине января вице-премьер Дмитрий Козак, отвечавший, помимо прочего, за развитие межнациональных отношений в стране, в интервью телеканалу «Россия 24» заявил, что в России может быть введен визовый режим с некоторыми соседними государствами, откуда в страну идут основные миграционные потоки: «Я думаю, что визы неизбежно нужны, поскольку опять же уровень социально-экономического развития государств, как и во всем мире, различный. Если мы не будем регулировать эти миграционные потоки через визовый режим, то мы не сможем защитить нашу страну от тех же межнациональных конфликтов».
Капля камень точит, говорит Михаил Ремизов. Впрочем, он считает, что предложение о введении визового режима прозвучит скорее всего от единороссов: «Партия власти не преминет воспользоваться плодами полезного закона».
Работа – только одна сторона проблемы мигрантов. Чиновники, как показал доклад Ромодановского, опять не могут сойтись в данных по преступности среди мигрантов. Например, глава ФМС по-прежнему утверждает, что только 4% от общего числа преступлений совершают приезжие. В крупных мегаполисах эта цифра, по его словам, достигает 20%. В основном мигранты совершают кражи, подделывают документы, участвуют в драках. Сам Ромодановский считает процент невысоким – он сообщил, что в Израиле мигранты совершают до 8% всех преступлений, в Тель-Авиве цифра достигает 40%.
Между тем член Общественного совета при ФМС Владимир Шапошников подчеркивает, что статистика ФМС говорит о преступлениях, совершаемых выходцами из стран СНГ. Он напоминает о преступности, представленной внутренней миграцией. По словам Шапошникова, за январь–март этого года мигрантами было совершено 12,1 тыс. преступлений, из них выходцами из стран СНГ – 10,5 тыс. Ростислав Туровский отмечает, у разных ведомств «своя статистика по нелегальной миграции»: «Силовики подчеркивают высокий уровень преступности среди мигрантов. У ФМС отношение к ним, напротив, либеральное – ведомство озвучивает самые низкие цифры» Отметим – по данным МВД, преступность среди мигрантов составляет 9%. Только за прошлый год они совершили по России более 40,3 тыс. преступлений. Эксперт считает, что данные ФМС далеки от реальности – ведь ведомство, по его словам, заинтересовано в притоке иностранцев, «восполняющих нехватку рабочих рук в неблагополучных регионах». Он уточняет, что без межведомственного учета приезжих, выработанной системы сбора информации и публичности данных по мигрантам общество не увидит настоящую картину происходящего. Вадим Соловьев уверен, что подсчитать мигрантов-нарушителей сегодня невозможно: «Ведомства готовят статистику на основании обращений граждан, перечня преступлений в органах внутренних дел. Но не учитывают скрытую преступность – когда девушка не захотела заявить об изнасиловании, когда полицейские не захотели открывать дело из-за банального воровства сумки». Соловьев подчеркивает, что именно ФМС отвечает за это миграционное направление, и в его интересах приукрашивать статистику.
Доля нераскрытых преступлений с участием мигрантов существенно выше, чем раскрытых, говорит Ремизов. Кроме того, указывает собеседник «НГ», в первой категории дел число мигрантов всегда оказывается выше, чем во второй, – если учитывать описания преступников в заявлениях граждан. Именно этим объясняется расхождение данных ФМС и МВД, объясняет Ремизов: «Миграционное ведомство учитывает раскрытые преступления, полиция – зарегистрированные. Понятно, что во второй категории преступник не всегда найден, но существует его описание со слов пострадавших. В этой статистике выявляется гораздо большая доля мигрантов».
Проблему миграции, заявил вчера Ромодановский, может усугубить «надвигающаяся гуманитарная катастрофа в Украине»: «В начале всех событий я говорил, что есть симптомы гуманитарной катастрофы в Украине, эти симптомы становятся все заметнее и заметнее». Глава ФМС сообщил, что в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге, Ленинградской области, а также в подразделениях ФМС в регионах, граничащих с Украиной, наблюдается многократный приток украинцев, изыскивающих возможности для долгосрочного нахождения на территории РФ.