0
14118
Газета Политика Интернет-версия

24.04.2014 00:01:00

Крым подморозил оппозицию

Тэги: крым, оппозиция, политические партии, левадацентр, лев гудков, алексей навальный, рпрпарнас, выборы


крым, оппозиция, политические партии, левада-центр, лев гудков, алексей навальный, рпр-парнас, выборы Борис Немцов, Владимир Рыжков и Илья Яшин: когда-то они были союзниками. Фото РИА Новости

Накануне праздника, 30 апреля, Левада-Центр огласит очередные рейтинги политических партий. По мнению социологов, они не будут слишком отличаться от последних данных: показатели малых партий скорее всего останутся в рамках статистической погрешности. Между тем, как выяснила «НГ», на этом участке политического фронта ситуация тяжелая: публичная активность оппозиции сведена к единичным оборонительным выступлениям Алексея Навального. Эксперты уверяют, что при таких темпах развала малых либерально-демократических структур страна подойдет к выборам-2016 в обстановке полного отсутствия политической конкуренции.

По словам главы Левада-Центра Льва Гудкова, большинство россиян (60%) уверены, что оппозиция нужна. Временами и Кремлю надоедает голая пропаганда, и тогда на госканалах появляются люди, которые возражают власти по существу. Некоторые губернаторы тоже вроде бы не прочь выслушать оппонентов. К примеру, врио губернатора Ставропольского края Владимир Владимиров пригласил во вторник на встречу (посоветоваться) членов партий, не представленных в краевой Думе: «Яблока», ПАРНАС, «Родины», Аграрной партии, Партии пенсионеров, «Коммунистов России».

Эпизодические партийные «выхлопы» не могут закамуфлировать общего упадка в рядах оппозиции. Причин этого явления несколько.

Первая: тактика власти. Следует признать, что она оказалась успешной – в краткосрочном плане. Надежно изолированы от публики Алексей Навальный и Сергей Удальцов. Оба они занимают оборонительную позицию, отбиваясь от бесконечных исков. Депутат муниципального собрания московского района Щукино от партии «Яблоко» Максим Кац пишет в своем блоге: «Оппозиция в Москве полностью зашиблена и задавлена – от прошлогоднего летнего объединения не осталось и следа, никто ни с кем не координируется и все имеют какие-то карликовые масштабы деятельности. 

Навальный разбит, структуру его не слыхать, медийные ресурсы заблокированы (это все временно, но сейчас так), Ашуркова мочат по федканалам, остальные персонажи там собирают вокруг себя 15 сторонников. Прохоров спрятался в нору, «Яблоко» не показывает никаких намеков на желание провести кого-то в Думу, кроме своих партийных функционеров, РПР–ПАРНАС испарился, никто из всех упомянутых серьезно повестку не захватит – оппозиции нет».

С тех пор как из РПР–ПАРНАС ушел Владимир Рыжков, партия действительно редко заявляет о себе. Страницы Московского отделения этой структуры в Сети не существует – там давно висит объявление: «Хостинг сайта временно приостановлен». Телефон уехавшего в Израиль на лечение Бориса Немцова не отвечает. Неделей ранее вокруг его отъезда поползли слухи – мол, он не планирует возвращаться. Член бюро РПР–ПАРНАС Илья Яшин уверен, что «проблем здесь особых нет»: «Человек отсидел 10 суток, поехал немножко здоровье подправить. Все-таки ему уже не 20 лет». Активности партия не снизила, уверяет Яшин: «После ухода Рыжкова, честно говоря, отряд не заметил потери бойца. Потому что в последние месяцы его пребывания в партии были очень сложные дискуссии о позиционировании РПР–ПАРНАС по отношению к федеральной власти, по отношению к Путину, по отношению к администрации президента. Рыжков настаивал на том, что партия должна отказаться от жесткой риторики в отношении Путина, он эту позицию формулировал публично. Он говорил о том, что мы должны избегать критики коррупции в коридорах власти и должны сосредоточиться на конструктивной повестке».

«Мы делаем то, что должна делать оппозиционная партия в условиях авторитарного режима, – говорит Яшин. – Мы сосредоточены на просветительских кампаниях, на подготовке к избирательным кампаниям, на уличных акциях протеста. Чем занимается Рыжков, я, к сожалению, не знаю».

К выборам в Государственную Думу партия готовится, сообщил Яшин, но «рассуждать в практической плоскости об этом рано». Почему? «Ситуация в стране меняется стремительно, – отвечает собеседник «НГ». – Взят тренд на ужесточение политической системы, на откат даже от тех минимальных либеральных реформ, которые начались в декабре 2011 года. Будет ли у нас возможность хотя бы выставить список на выборах в Госдуму 2016 года?»

Фактором снижения протестной активности Яшин считает «эффект от маленькой победоносной войны в Крыму, которая дала Путину определенный запас прочности».

Теоретически каждая малая партия стремится стать большой. Подразумевается адекватная оценка ею настроений в обществе и тенденций во власти. Что может предложить россиянам РПР–ПАРНАС? «Партия борется за народовластие и демонтаж самодержавия», – отвечает Яшин. Но как быть с ростом президентского рейтинга – и не только президентского? «Это очень спорный тезис, я не готов с этим согласиться… В условиях авторитарного режима социология не является критерием чего бы то ни было вообще».

Яшин не знает, сколько человек в его партии: «У нас нет задачи гнаться за численностью, есть костяк активистов, довольно широкий круг сторонников. Реальная популярность партии в XXI веке – это ее поддержка на выборах, а не бумажная численность». Собеседник «НГ» рассчитывает на народный подъем: «Ситуация в XXI веке меняется стремительно, и нет никакой гарантии, что через полгода на улицу снова не выйдут огромные массы и власти нечего будет этому противопоставить».

Оппозиция задавлена и финансово, и юридически, подчеркивает Максим Кац: «Невозможно создать структуру, которую кто-нибудь спокойно финансировал бы, которая бы постоянно не оглядывалась и не боялась, что кто-нибудь даст ей завтра дубиной или прижмет ее спонсоров. Возможности работать в легальном политическом поле нет – если ты не работаешь по указаниям из одного кабинета. Поэтому в наших оппозиционных тусовках мало профессионалов, мало людей с именем. И много тех, кто чем-то недоволен, кто решителен, кто готов поставить себя под риск, чтобы что-нибудь высказать. Получается некий отрицательный отбор».

Вторая причина снижения интереса россиян к нынешней оппозиции – ее радикализм, который люди не разделяют. Часть оппозиции во многом живет еще в 2011–2012 годах, подчеркивает заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин: «Это был звездный период оппозиции. И сегодня ей не очень комфортно и не очень легко признать, что ситуация изменилась, что оппозиция ослаблена». К заявлениям и призывам лидеров оппозиции сегодня уже другое отношение со стороны их многих потенциальных сторонников, говорит эксперт: «Очень многие шарахнулись от оппозиции после столкновений с властями 6 мая. Возник страх, что будет смута, хаос – как в Ливии». Кроме того, напоминает Макаркин, абсолютное большинство общества поддерживает политику власти в отношении Украины – в обществе царит реальный энтузиазм, и «не надо от этого закрываться, потому что это реальность»: «Оппозиция не может рассчитывать, что общество положительно отнесется к ее позиции по Украине, – это невозможно сейчас. Но оппозиция может рассчитывать на то, что решение власти в области внешней политики не является для нее индульгенцией в проблемах внутренней политики. Здесь все претензии к ней остались – и по коррупции, и по ЖКХ, и по здравоохранению, и оппозиция может это использовать».

Оппозиция живет воспоминаниями о Болотной декабря 2011-го...	Фото Reuters
Оппозиция живет воспоминаниями о Болотной
декабря 2011-го... Фото Reuters

Оппозиция сегодня, полагает Макаркин, рассчитывает на усиление экономических проблем – возможно, из-за санкций Запада: «И тогда их призовут, они станут востребованными и т.д.».

Сейчас малые партии переживают трудные времена, говорит Лев Гудков: «На волне невероятной по интенсивности патриотической мобилизации и пропаганды, которая шла полтора месяца, оппозиции в общем-то и сказать особенно нечего. Да и негде, потому что информация по альтернативной точке зрения полностью блокирована на телевидении. Несогласные выступают в Интернете и в некоторых газетах, но эффекта это не дает».

Уход оппозиции с дискуссионной площадки, чем бы это ни объяснялось, обедняет политическую жизнь страны. Обсуждение в публичном пространстве целей и решений власти заменяется чередой верноподданнических штампов. Политики и эксперты на госканалах соревнуются в том, как поярче выразить свой одобрямс в адрес руководства страны. Насколько оно в этом нуждается – в долгосрочной перспективе? В атмосфере «всеобщего патриотического подъема» российская политика перестает быть конкурентной. А власть – конкурентоспособной. К выборам-2016 страна может подойти без партий и без политической конкуренции. Партийный подлесок, пробившийся после реформ 2012 года, мутирует в неприятную сторону или вытаптывается. И выживает отнюдь не сильнейший. Деградация партийной системы в стране невыгодна всем.

Отношение лидеров непарламентских структур к выборам в Госдуму в 2016 году

Опрошенные «НГ» представители партий заявили, что не видят смысла сейчас начинать готовиться к выборам в парламент. Поскольку правила игры меняются каждый день, да и необходимым количеством финансов в отличие от парламентских партий они не располагают.

Сергей Митрохин, лидер «Яблока» 

Оппозиция переживает кризис, поскольку ранее была избрана неправильная стратегия. Попытка широкого объединения оппозиционеров закончилась перетягиванием одеяла в надежде оседлать массовый протест. В результате он утратил массовость, а власть это использовала в своих интересах и перешла в наступление. Поэтому утратили политическое значение и выборы, как минимум в Мосгордуму. В связи с отказом от партсписков и введением фильтров кампанию можно сравнить с выборами старших по подъезду по уровню легитимности.

Олег Митволь, председатель центрального совета партии «Альянс зеленых и социал-демократов» 

В связи с ужесточением законодательства непарламентских партий вообще, видимо, скоро не останется. В свое время Медведев объявил политическую оттепель, призвав граждан к участию в политической жизни через активное партстроительство. Сейчас возможность участия в выборах сворачивается, и для политика может перейти обратно на улицу.

Надежда Корнеева, зампредседателя партии «Патриоты России» 

В партии обсуждают тему подготовки ко всем предстоящим выборам, но дело сильно усложняется постоянным изменением законодательства. К примеру, в 2016 году мы будем участвовать в выборах в парламент в третий раз, и они каждый раз проходят по новым правилам. На наш взгляд, это не совсем правильно. Нет стабильности в политической системе.

Леонид Гозман, президент общественного движения «Союз правых сил» 

После присоединения Крыма все оказались в другой стране. Общество меняется критически, и оппозиции тоже придется меняться. Сейчас оппозиция находится в процессе реструктуризации. Еще до выборов мэра Москвы было понятно, что политические партии могут отдыхать. А все громкие победы последнего времени, например избрание Евгения Ройзмана мэром Екатеринбурга или неплохой результат Алексея Навального на выборах мэра Москвы, связаны не с их партийной принадлежностью, а с личными качествами. В то же время, поскольку ничего лучше, чем партийная система, общество не придумало, будут либо созданы новые партии, либо изменятся нынешние.

Опрос подготовил 
Алексей Горбачев


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
848
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1059
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
962
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
955

Другие новости