Константин Ромодановский видит серьезный силовой потенциал у своего ведомства. Фото РИА Новости
ФМС, похоже, исполнит свою давнюю мечту – в недрах ведомства будет создано подразделение, которое иначе как миграционной полицией не назовешь. На сайте regulation.ru появился законопроект, подробнейшим образом прописывающий силовые возможности этой структуры. По мнению экспертов, документ копирует закон о полиции и является попыткой чрезмерного и необоснованного усиления полномочий миграционной службы. А также свидетельствует о размывании силовой основы государства.
В пояснительной записке к законопроекту сказано, что документ является обобщением всех нормативных актов в области миграционного законодательства. Между тем это не просто обобщение. В проекте дается подробное описание действий – в различных обстоятельствах – сотрудников ФМС в случае невыполнения их требований. Речь идет о применении физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия. Детально указано, в какой ситуации фэмээсовец может обыскивать подозрительных граждан, проникать в подозрительные квартиры и стрелять в подозрительных людей.
Например, в ст. 23 п. 1 (применение физической силы) говорится: «Должностное лицо иммиграционного контроля имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на органы иммиграционного контроля обязанностей… Должностное лицо... имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия».
В законопроекте, добавим, прописывается и право сотрудников ФМС проводить собственное дознание.
Здесь же, правда, оговаривается щепетильный момент: запрещено применять огнестрельное оружие «с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен» сотруднику ФМС. Разумеется, если «указанные лица» не оказывают вооруженного сопротивления». Тогда уж не до сантиментов.
Все эти функции являются калькой соответствующих положений закона о полиции, сказал «НГ» зампредседателя комитета по безопасности Госдумы Дмитрий Горовцов. Он считает, что ведомство непомерно расширяет собственные функции, пытаясь стать более влиятельным на фоне других министерств. Подобные попытки продублировать полицию время от времени возникают в различных структурах, и каждый раз возникает вопрос о целесообразности создания ведомственных «армий»: «В случае с ФМС это избыточно, поскольку такими правами наделены в полном объеме в рамках действующего законодательства сотрудники полиции. Собственно, раньше к ним и обращались, когда возникали острые ситуации с мигрантами».
ФМС готова подавлять сопротивление нарушителей
всеми средствами. Фото РИА Новости |
Перечень полицейских функций ФМС не нашел достойного отражения в пояснительной записке к законопроекту, где лаконично сказано, что в главе 5 «Применение должностными лицами органа иммиграционного контроля физической силы, специальных средств и оружия» устанавливаются основания и порядок применения должностными лицами органа иммиграционного контроля физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Директор Левада-Центра Лев Гудков объяснил стремление ФМС обзавестись подобием полиции желанием ведомства создать на своем поле «государство в государстве», с более полным функционалом, собственными источниками финансирования и силовыми структурами: «Они набрали как можно больше ресурсов. И есть риск, что ФМС может вывести себя из-под действия общих законов. Фактически речь идет о борьбе разных ведомств за сферы влияния и за распределение ресурсов». Эксперт считает нынешний процесс нездоровой тенденцией и признаком децентрализации государства: «Ведомства хотят быть неподконтрольными правительству, сами хотят выбирать и назначать себе и полномочия, и контроль за исполнением функций. Но это разрушение принципа разделения властей». В данном случае ведомство получает право формулировать закон, которым будет определять и свою деятельность, и контроль над ней.
Появление миграционной полиции считает нужным делом президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов, – необходима структура, которая будет контролировать соблюдение миграционного законодательства, борясь с его нарушителями – «особенно с организованной преступностью в этой сфере, потому что, по сути, корень зла именно в организованных преступных схемах». Однако эксперт сомневается, должна ли подобная структура входить в ФМС.
Сложность проблемы в том, отмечает Ремизов, что ФМС, отвечая за реализацию государственной политики в данной сфере, оказывает государственные услуги – выдает разрешительные документы и т.д. Она же отвечает за контроль исполнения законодательства, говорит эксперт: «То есть подразумевается, что она должна контролировать нарушителей. Но нарушители часто нарушают это законодательство в сговоре с теми, кто оформляет разрешительные документы, с теми, кто оказывает госуслуги. С теми, кто реализует госполитику. Получается, что ФМС в качестве правоохранительной структуры, каковой она становится по этому закону, должна будет контролировать саму себя». Это неудачный вариант, уверен Ремизов. Он считает, что полноценную миграционную полицию следует развивать под эгидой МВД: «Получается, что свои провалы в реализации госполитики ФМС с удовольствием камуфлирует манипуляциями со статистикой. В принципе правоохранительная структура, которая будет профильно работать по нарушениям миграционного законодательства, нужна. Но в предлагаемом законопроекте заложен конфликт интересов».
При этом, подчеркивает собеседник «НГ», набор мер по борьбе с незаконной миграцией все равно получается половинчатым – ФМС не сможет полноценно бороться с преступностью в этой сфере, потому что там действуют «серьезнейшие преступные группировки с мощным силовым ресурсом».