Фото Reuters
Сегодня Госдума намерена принять правительственные поправки к закону о гражданстве, которые создают механизм его упрощенного и ускоренного получения некими носителями русского языка. При этом никто в ГД не может дать адекватного официального объяснения, кто это будут такие, в каком из окружающих Россию государств их больше всего, сколько уже имеется желающих стать гражданами РФ и т.д. Но в то же время принятие этих поправок идет в давно невиданном авральном режиме. В общем, на основании этих двух фактов – большого тумана и бешеной спешки – эксперты сделали вывод, что дело, судя по всему, опять касается Украины.
Первое чтение закона о носителях русского языка прошло на Охотном Ряду в среду. А в пятницу будет второе и скорее всего третье. В цейтноте случился нонсенс. Заседание профильного комитета по конституционному законодательству и государственному строительству по этому законопроекту фактически закончилось ничем. То есть какие-то корректировки первоначального текста на нем, конечно, были обсуждены и согласованы. Но было прямо сказано, что предложения из заинтересованных ведомств, и прежде всего Федеральной миграционной службы (ФМС), продолжают в Госдуму поступать и так продолжится до самой ночи, а может быть, и следующего утра.
Напомним, что по инициативе правительства руководитель ФМС Константин Ромодановский вместе со своими подчиненными становится главным «филологом в штатском», потому что именно структуры его службы станут основой для многочисленных комиссий, которые и будут решать, кому положен статус носителя русского языка, а кому – нет.
Само же определение этого понятия является, по сути дела, вершиной юридической мысли. Звучит оно так: носители русского языка – это лица, владеющие русским языком и повседневно использующие его в семейно-бытовой и культурной сферах, «в случае, если данные лица либо их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах государственной границы РФ». Выглядит это смешение языкового и географического принципов, конечно, полной бессмыслицей, но лишь тогда, когда одновременно не анализируется современный политический контекст, который сейчас связан исключительно с Украиной. Потому что затеянная сейчас с принятием этого законопроекта гонка, хотя еще месяц назад с его продвижением никто вообще никуда не торопился, может объясняться только этим контекстом.
Первый зампред фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов так ситуацию «НГ» и объяснил: мол, лоббисты этой инициативы, которая позволяет легализовывать привозную рабочую силу, просто почувствовали, как можно ее правильно пропиарить во властных верхах. Потому что только оттуда в ГД и могла поступить команда о бешеном ускорении. Эсэр пояснил, что по данному закону любому мигранту достаточно жить сейчас в России на законном основании – и вот у него получается возможность стать гражданином в ускоренном порядке. Емельянов заявил, что СР против оптовой раздачи гражданства и приезда в страну «целыми аулами». При этом он согласен с тем, что заинтересованные госструктуры скорее всего объяснили необходимость спешки именно украинским фактором. Глава юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев в этом просто уверен: «Если те 2–3 млн украинцев, которые постоянно работают в РФ, в массовом порядке начнут брать российское гражданство, то это докажет никчемность нынешней киевской власти, от которой граждане просто бегут». Кроме того, закон, по его мнению, будет работать и для тех жителей Украины, которые приедут к нам как беженцы от наступающих в их стране трудностей. Что тоже будет на руку Кремлю.