Старшеклассники усваивают азы патриотизма. Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Рекомендации Министерства образования и науки по проведению разъяснительных уроков «Мы вместе» будут готовы к середине следующей недели. Школьников и студентов посвятят в детали российской политики в Крыму – и на уроках истории, и во внеучебное время. Эксперты считают новацию правительства продолжением пропагандистской кампании и объясняют ее ставкой власти на молодежную аудиторию. Между тем уроки крымской кампании, подведенные в школьных и вузовских аудиториях, могут стать базой для складывающейся государственной идеологии – впервые после крушения коммунистической.
Инициатива прозвучала вчера из уст замминистра образования и науки Вениамина Каганова. Охватить политучебой рекомендуется не только учащихся, но и преподавателей.
Чиновник заявил: «Очень важно, чтобы и педагоги, и учащиеся понимали смысл всех событий, которые происходят в Крыму и на Украине, а также смысл принятых решений со стороны России». Формат «единого урока» предложено определить директорам школ и ректорам вузов. «Возможно, где-то это будет в рамках урока истории, где-то – беседа во внеурочное время», – заметил замминистра.
К проведению разъяснительных уроков допустят не только преподавателей, но и родителей, разбирающихся в вопросе. «Беседа на эту тему – еще один шаг к гражданскому самоосознанию ребенка», – подчеркнул Каганов. Ранее, напомним, эту идею высказывал замруководителя фракции «Единая Россия» Николай Булаев: «Я, как бывший учитель, понимаю, что школьники и студенты нуждаются в разъяснении событий, которые происходят сегодня на Украине, в Крыму и в России. Им надо разъяснить ту позицию, которую сегодня занял наш президент».
Глава Левада-Центра Лев Гудков считает инициативу Минобразования продолжением пропагандистских акций, призванных обеспечить поддержку политике Кремля в отношении Украины и Крыма: «Кремль явно хочет закрепить достигнутые успехи. Возможно, это подготовка для следующих шагов российского руководства – конфликт будет развиваться, и обеспечение поддержки общества важно. Очевидно, акция будет иметь успех. Но насколько он окажется прочным – вопрос. Впрочем, запаса хватит по меньшей мере на несколько месяцев». При этом, подчеркивает Гудков, одобрение действий российского руководства действительно усиливается, но электоральный рейтинг Путина, то есть готовность за него голосовать в ближайшее воскресенье, не меняется.
Замдиректора Левада-Центра Алексей Гражданкин предположил в беседе с «НГ», что инициатива Минобразования может быть вызвана некоторыми шероховатостями последних рейтингов президента. По данным его службы, поддержка Владимира Путина со стороны пожилых респондентов ослабевает: «Если показатели молодежи превышают средние по стране, то рейтинг президента в этом году среди избирателей старшего возраста оказывается ниже среднего. Очевидно, власти стремятся с помощью такой разъяснительной кампании закрепить успех дела, сделав ставку именно на молодых и расширяя свой плацдарм в этом направлении». По данным Левада-Центра, среди людей в возрасте 55 лет и старше одобрение деятельности Путина на посту президента устойчиво ниже, чем в среднем по стране. В последнем, мартовском замере у молодежи рейтинг Путина – 79%, в то время как у старшего поколения – 68%. Предыдущий, февральский замер давал соответственно 70% против 66. Январский замер: 68% против 64. Мы наблюдаем рост показателей Путина именно среди молодежи – в остальных категория увеличения показателей носит более умеренный характер.
В Высшей школе экономики к новации Минобразования отнеслись с недоумением. Профессор кафедры конституционного права Высшей школы экономики Илья Шаблинский опасается, что не всем преподавателям дадут высказать свое отношение к проблемам присоединения Крыма: «Но у людей как были разные точки зрения на этот счет – так и будут». Конечно, замечает Шаблинский, в основном речь идет о студентах, большая часть которых не смотрит телевизор, «а значит, ускользает от пропагандистского воздействия».
Школьникам и студентам объяснят, что означает присоединение Крыма, со всеми историческими экскурсами, – это укладывается в патриотическую концепцию власти. Похоже, сегодня закладываются основы новой идеологии России, основанной на «историческом завоевании» и взрыве народного энтузиазма по этому поводу. Углубленное знание любого вопроса только полезно. Однако нюансы обсуждения имеют особое значение. Если в лекциях на тему присоединения Крыма будет превалировать ненависть к Украине, проявится один результат. Если дело ограничится описанием благотворных последствий этого шага России – другой. Важны пропорции.
Таким образом, крымская эпопея важна власти не только расширением государственных границ и территориальными бонусами. Путин может войти в историю и как строитель новой патриотической идеологии, основанной на его «освободительной миссии». В связи с этим упор на пропаганду именно среди молодежи выглядит наиболее логичным. Но так же, как и в вопросе преподавания крымских уроков, здесь важна пропорция. Эта идеология не должна стать идеологией ненависти.