Фото Reuters
Институт национальной стратегии (ИНС), по информации «НГ», готовит доклад «Концепция интеграции Крыма». Основные идеи доклада, а также впечатления от общения с крымской политической элитой представил «НГ» президент ИНС Михаил Ремизов, на днях вернувшийся из Симферополя. На его взгляд, лучшей формой управления полуостровом было бы образование на его территории федерального округа – с варьирующейся политикой в отношении двух регионов: Севастополя и Крыма. Ремизов говорит также о политических рисках присоединения Крыма – и для полуострова, и для России.
Первая задача руководства страны заключается в поисках источника для финансирования крымских расходов, не заложенных ни в бюджет, ни в инвестиционные проекты, отмечает Ремизов.
В качестве таких источников рассматриваются сегодня либо резервные фонды, либо обременения для крупного бизнеса. По мнению автора доклада, будут задействованы оба пути. Он предлагает потратить на инвестиции в крымскую экономику, в том числе на строительство моста через Керченский пролив, 12 млрд руб., предназначенных ранее Украине.
В случае с крупным бизнесом, утверждает собеседник «НГ», будет задействована сочинская схема: «Там эта модель сработала. Конечно, бизнес от нее не в восторге, но у нас достаточно отраслей с высокой ликвидностью – там есть деньги и неплохая норма прибыли. Это и нефтянка, и застройщики, и химическая промышленность…» Как они будут заходить в Крым – известно. Однако в крымском бизнес-сообществе растет беспокойство, отмечает собеседник «НГ» – там боятся, что местный бизнес, в особенности мелкий и средний, будет подавлен и зачищен: «Инвесторы придут не только с деньгами, но и со своими правилами игры и ставленниками. Здесь может возникнуть негативный эффект в виде социальной напряженности».
В докладе отмечаются несколько точек напряженности в отношениях России и Крыма. Среди них – банковская деятельность. Ремизов напомнил, что на днях существенно ограничил операции украинский «Приват-банк» – а большинство вкладчиков Крыма именно в нем держат деньги. Контакты малого и среднего бизнеса в основном сейчас в Украине – и России придется решать, как поддержать крымчан, если эти контакты будут рушиться.
Переходный режим включает очень много трудностей чисто правовых, связанных с изменением местного законодательства, говорится в докладе. Есть и серьезная этническая проблема, отмечает Ремизов: «Меджлис контролирует татарское сообщество. Не полностью, но существенно – по оценкам экспертов, процентов на 60. Безусловно, это организация, которая будет разыгрывать антироссийскую карту. Поддерживают ее США и Турция, на которые Меджлис завязан организационно, финансово и кадрово. Сейчас следует ожидать со стороны Меджлиса информационной и психологической войны с Москвой и новыми властями Крыма. Основная задача России сейчас – найти договороспособных игроков со стороны крымских татар – в лице каких-то других общественных организаций».
Крымская история оказала сильное влияние на российскую внутреннюю политику, замечает Ремизов. Помимо прочего, она укрепила позиции правительства: коней на переправе не меняют. В то же время – в более длительной перспективе, утверждает собеседник «НГ», – вполне вероятны подвижки в финансово-экономическом блоке кабинета Дмитрия Медведева: «Он олицетворяет либеральную экономическую модель, а сейчас придется переходить волей-неволей к модели мобилизационной. Поскольку на повестку дня ставится вопрос о замещении импорта». Не все санкции Запада будут носить публичный характер, предупреждает эксперт, многие окажутся негласными – пойдут по линии промышленной кооперации и технологического сотрудничества. На все это придется реагировать комплексной политикой импортозамещения, говорит Ремизов: «Против этого всегда выступало либеральное крыло правительства. То же самое касается финансово-кредитной политики, которая будет в большей степени ориентирована на создание внутренних источников кредитования, на отвязывание рубля от доллара и т.д.». Конечно, будет более логично, если эту новую модель будут реализовывать новые люди.
Изменения коснутся и политики Кремля в отношении оппозиции, говорится в докладе. По словам Ремизова, в ближайшей перспективе власти будут заниматься профилактикой на этом фронте. Слова из Послания Владимира Путина о том, что России угрожает внутриполитическая разбалансировка, восприняты достаточно серьезно, отмечает собеседник «НГ». Однако в более длительной перспективе, полагает автор доклада, в России вряд ли следует ожидать создание монолитного, «зацементированного» политического режима: «Скорее речь пойдет о создании такой политической системы, в которой те, кто конкурирует между собой внутри страны, имея разные позиции по вопросам экономики, национальной политики, отношения к фигурам во власти, тем не менее едины по вопросам внешней политики».
В докладе отмечается, что в России создается политическая система в рамках внешнеполитического консенсуса – конкуренция внутри и единство вовне. Эту концепцию Ремизов считает естественной для страны в ситуации жесткого внешнего давления.
Инкорпорируя Крым в Россию, власти должны понимать, что Крым и Севастополь – это разные регионы и по ментальности, и по административной составляющей, и по элитам, утверждает Михаил Ремизов: «В Севастополе мы наблюдаем четкую субъектность, у людей велико ощущение своей идентичности как российской. А в Крыму скорее преобладает идентичность региональная, крымская. Там население в большей степени является конформистским. Люди озабочены тем, чтобы просто не было хуже. Поэтому политика в отношении Крыма и Севастополя должна быть разной».
Еще одно любопытное наблюдение Ремизова: в экспертном сообществе Крыма преобладает критическое отношение к собственным политическим элитам, которые обессиливают друг друга во взаимных конфликтах и вообще находятся в ослабленном состоянии после периода правления «донецких», которые оттеснили их на вторые роли. В этой связи, подчеркивает Ремизов, очень важно выстроить сбалансированную модель. В ней было бы обозначено, с одной стороны, внятное присутствие Москвы. С другой стороны – Кремлю не следует прибегать к чисто варяжской модели. Когда приходит чужая команда, занимающая все ключевые позиции, это тоже выглядит негативно.
В докладе в качестве примера представлена одна из возможных моделей переустройства Крыма – создание на его территории временного федерального округа для двух субъектов. На окружном уровне, пояснил Ремизов, «рассаживается команда из Москвы, занимаясь стратегией развития региона, гармонизацией законодательства и присмотром за элитами». На уровне субъектов ответственность лежит на местных элитах. Самая же серьезная проблема российской власти – создание на территории Крыма дееспособного политического режима.