С начала мая мигрантам, у которых нет российских водительских прав, запретят работать на общественном транспорте. Так что теперь им нужно сдавать теоретический экзамен в ГИБДД, чтобы подтвердить свою квалификацию. Однако многие водители-гастарбайтеры плохо умеют говорить по-русски, поскольку этого от них раньше никто не требовал. Чиновники утверждают, что, отсеивая таких, они повышают безопасность граждан. Эксперты «НГ» полагают, что одновременно повышается и уровень коррупции – ведь права можно и купить.
В начале мая вступят в силу поправки в Закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс РФ об административных нарушениях, призванные обеспечить порядок на дорогах. Управлять транспортом смогут лишь водители, имеющие российские права. Иностранные водительские удостоверения потеряют актуальность. А это значит, что большинство водителей-гастарбайтеров могут лишиться работы. Напомним, сегодня около 35% трудовых мигрантов работают на транспорте. По бумагам, у них все нормально – права выдавались в Узбекистане, Таджикистане или республиках Кавказа, но практически их знания никто не проверял.
Поэтому многие транспортные компании уже какое-то время назад перестали принимать на работу выходцев из стран СНГ. Водитель маршрутки ООО «Автотранссервис-1» Андрей Вотановский рассказал «НГ»: «От мигрантов из Центральной Азии слишком много проблем. Часто поступают жалобы от пассажиров, которых провезли мимо остановки. Говорят, что водитель не понял, что от него хотели. Приезжие вечно путаются в деньгах, забывают стоимость проезда и не могут правильно посчитать сдачу. В аварии попадают гораздо чаще – правил ведь почти не знают, а разбираться с ГАИ приходится компании. За прошлый год один узбек умудрился въехать в мою маршрутку дважды. Когда его уволили, он назвал это расовой дискриминацией».
Кстати, в будущем привлечение работника без российских прав грозит предпринимателям не только разбирательствами в ГАИ, но и штрафом 50 тыс. руб. Чтобы получить новые удостоверения, мигрантам нужно сдать только теоретический экзамен. Вот это-то и оказалось для них серьезной проблемой.
Приезжие осаждают отделения ГИБДД, но, как утверждает исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников, до экзамена допускаются единицы. По словам Свешникова, в прошлом году транспортные компании передали в ГИБДД списки водителей, имеющих национальные права. Сотрудники инспекции проверяют их на наличие регистрации, задолжности по штрафам, участия в дорожных происшествиях и т д. Нарушителей отсеивают перед экзаменами. Причем эти проверки занимают не меньше месяца. «Все это время мигранты не могут попасть на экзамен. В результате на сдачу попадает около 10%», – говорит собеседник «НГ». Он предполагает, что если дело пойдет такими темпами, то очень незначительная часть иностранных водителей успеет переучиться на российские права к маю этого года.
Проблема заключается еще и в том, что сдать экзамен многим удается далеко не сразу. В ГИБДД отмечают, что большая часть экзаменующихся совсем не знает Правил дорожного движения и вообще-то с трудом говорит по-русски.
«Если они не могут сдать экзамен по вождению, то как можно сажать их за руль, рискуя жизнями людей? – отмечает член общественной организации «Движение автомобилистов России» Армен Оганесян. – Мы даже не знаем, каким образом они приобрели права у себя на родине». Эксперт также считает, что новый закон может создать дефицит рабочей силы в транспортной среде. Но кто же тогда займет их место? Сами москвичи, как известно, не идут работать на маршруты. Член Московской коллегии адвокатов Теюб Шарифов утверждает, что риск потерять малооплачиваемую рабочую силу приведет к росту коррупции. Он напомнил «НГ», что с ноября прошлого года юридические фирмы стали отправлять мигрантов на специальные курсы вождения. «Преподают на них бывшие сотрудники ГИБДД, у которых остались связи на прошлой работе. За символическую цену, я думаю, они согласятся поспособствовать сдаче экзамена. Сегодня даже россияне не могут сразу сдать экзамен на права, поэтому первое время водителям-гастарбайтерам будут не сразу выдавать российские удостоверения. Для видимости борьбы с дорожными происшествиями. Но когда ажиотаж спадет – гастарбайтерам просто назовут цену новых прав. Ведь многие россияне сегодня предпочитают купить права, где-то за 50 тыс. руб., что же мешает мигрантам поступить также?»