Вчера по каналам информагентств прошло сообщение о том, что экс-министр обороны Анатолий Сердюков амнистирован. Новость появилась со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией. По его данным, решение об этом принято Главным военным следственным управлением СК России еще 21 февраля на основании амнистии, объявленной в связи с 20-летием Конституции РФ, и по ходатайству самого обвиняемого.
Утверждается, что бывший министр, который обвинялся в халатности, подал следователю ходатайство о применении к нему амнистии, которое было удовлетворено. Источник пояснил, что таким образом «в отношении Анатолия Сердюкова уголовное преследование прекращено по нереабилитирующим основаниям». Данная формулировка не является оправданием, ему просто прощают былые грехи. Никаких возражений на это решение со стороны военной прокуратуры не поступало. В свою очередь, адвокаты Генрих Падва и Константин Ривкин не стали как-либо комментировать информацию об амнистии своего клиента.
Экс-министру обороны инкриминировалась ч. 1 ст. 293 УК (халатность). Она грозила Сердюкову штрафом или арестом на срок до трех месяцев. Но надо заметить, что эта статья попадает под амнистию, п. 2.6 которой предполагает освобождение от наказания военнослужащих и иных лиц, принимавших участие в боевых действиях либо в действиях по защите Отечества. И если она применена по отношению к Сердюкову, значит, существуют какие-либо подтверждения, что он пребывал в районах боевых действий или выполнял какие-либо функции при отражении внешней агрессии.
Однако есть немало свидетельств совсем другого рода. На военный отрезок биографии бывшего министра обороны выпадает лишь один непродолжительный боевой эпизод. Это пятидневная война, начавшаяся 8 августа 2008 года. Сегодня в армии буквально всем известно, что в первый день грузинского вторжения в Южную Осетию, когда нужно было принять решение о начале выдвижения российских войск в район конфликта, Сердюков вдруг куда-то пропал. И руководители государства сутки не могли достать его по телефону, вообще обнаружить любым другим способом. Решение о вводе войск принимали два генерала в Северокавказском военном округе, которых Сердюков затем… уволил со службы. Да и в остальные дни операции по принуждению Грузии к миру министр обороны никак не проявил себя в оперативном искусстве.
Он, как всем известно, ярко проявил себя совсем в другом. Руководитель Счетной палаты Татьяна Голикова в середине февраля заявила, что ее аудиторы до сих пор выявляют в Минобороны много нарушений по тому периоду времени, когда военное ведомство возглавлял Сердюков. «И даже тот небольшой объем проверок, который мы провели за четыре месяца работы новым составом Счетной палаты, говорит о том, что необходимо срочно воссоздавать в Минобороны службу внутреннего контроля», – сказала Татьяна Голикова. В период разгула в военном ведомстве команды Сердюкова система внутреннего аудита была практически полностью разрушена. И в этом заключается, пожалуй, главная претензия к Сердюкову. Не в преследовании им каких-то сиюминутных шкурных интересов, а в уничтожении целостной системы контроля за расходованием бюджетных средств и создании системы их перекачки на сторону.
«НГ» писала об этом вскоре после отставки Сердюкова (см. номер от 19.12.12). Вот что тогда нам рассказал бывший начальник Главного управления военного бюджета и финансирования МО РФ генерал-полковник в отставке Василий Воробьев. Существовавшая многие десятилетия Финансовая инспекция Минобороны выявила по итогам 2010 года рост причиненного государству материального ущерба в 4,1 раза по сравнению с показателями 2005 года. Этот рост был особенно большим в 2008 году, когда активно развернулись структурные преобразования в самом ведомстве и в войсках.
«К началу 2011 года сложилась тупиковая ситуация в системе ведомственного финансового контроля, – рассказывал Василий Воробьев. – С одной стороны, система продолжала работать, проводила ревизии и проверки... С другой стороны, в результатах ее работы руководство Минобороны уже явно не нуждалось. На них просто перестали обращать внимание и лишь с трудом терпели само существование главного контрольного органа в ведомстве».
Окончательно контролеры надоели Сердюкову в феврале 2011 года. Инспекторы Финансовой инспекции затеяли тогда ревизию ОАО «Воентелеком», работавшего по большей части по заказам Минобороны. И сразу же, в течение первых трех дней проверки, был выявлен ущерб государству на сумму в 1 млрд 118,6 млн руб. Матерые инспекторы-полковники с ходу вычислили этот канал увода денежных средств из госбюджета. Как всегда, акт по результатам ревизии представили министру. Но в этот раз документ не был проигнорирован. Воробьев предполагает: «Скорее всего Сердюкову уже сообщили по другим каналам о результатах проверки. Мол, вы кого и, собственно, зачем присылали? Они сунули свои носы не туда…» За день или два была подготовлена и незамедлительно подписана директива министра обороны о расформировании Финансовой инспекции МО. Матерых фининспекторов разогнали, всех до единого поувольняли в запас. Правда, уволенные успели передать материалы своих проверок в Счетную палату. Именно те материалы в конце концов легли на стол президента.