0
9126
Газета Политика Интернет-версия

06.03.2014 00:01:00

"Дело "Оборонсервиса" собираются сдать в архив

Тэги: оборонсервис, расследование, сердюков


оборонсервис, расследование, сердюков Анатолий Сердюков готов к труду и обороне. Фото РИА Новости

На фоне революционных событий в Украине тихо умирают самые скандальные расследования в России. Вчера зять экс-министра обороны Анатолия Сердюкова Валерий Пузиков, объявленный в розыск, добровольно явился к следователю. Ему предъявлено обвинение. Однако в Следственном комитете, по информации «НГ», уверены – он скоро будет освобожден по амнистии, а «дело «Оборонсервиса» окончательно развалится. При этом, по обнародованным вчера данным Левада-Центра, только 4% граждан уверены в том, что в действиях Сердюкова нет состава преступления.

Бывшему заместителю гендиректора ФГУП «Санкт-Петербургский инженерно-технический центр Минобороны» Валерию Пузикову предъявили обвинение по ч. 4 ст. 160 (присвоение или растрата группой лиц в особо крупном размере). И взяли с него подписку о невыезде. Уголовное дело, напомним, было возбуждено в феврале. По данным следствия, предприятие исполняло госконтракт на оказание услуг по автотранспортному обеспечению органов военного управления Минобороны. «Согласно документам, военное ведомство арендовало у предприятия автомобили Toyota Land Cruiser 78, Mercedes-Benz GL 320 4 Matic, Porsche Cayenne Turbo, Hummer и BMW 760LI, которые, в свою очередь, были взяты во временное пользование Пузиковым у аффилированных коммерческих организаций», – сказал представитель Следственного комитета России (СКР) Владимир Маркин.

По данным следствия, несмотря на то что указанная автомобильная техника военным ведомством фактически не использовалась, «предприятие с 2010 года по 2013 год перечислило коммерческим организациям более 8 млн руб.». 

 «На должности менеджера, секретаря-референта и медицинской сестры предприятия были назначены лица, которые фактически свои обязанности не исполняли. Зная об этом, руководство подписывало приказы о выплате им заработной платы, премий, а также об оплате расходов на командировки», – заявил вчера Маркин. По его словам, действия Пузикова нанесли предприятию ущерб на сумму свыше 4 млн руб.

На явке с повинной Пузикова настояли его адвокаты, рассказал «НГ» информированный источник, близкий к руководству СКР. Они объяснили подзащитному, что это самый лучший вариант закрытия темы и прекращения муссирования ее в СМИ. «Обвиняемый по этому делу подпадает под амнистию, – пояснил собеседник «НГ», – и все на этом закрывается».

Здесь, правда, есть одна тонкость: уголовное дело будет прекращено, но – по не реабилитирующим обстоятельствам. То есть в биографии Пузикова будет указано, что против него возбуждалось уголовное дело. Иначе говоря – в случае применения амнистии он будет считаться виновным. «На зяте Сердюкова, богатом человеке, это не скажется никоим образом, – уверен источник. – Через год он снимет все нюансы и будет считаться хорошим человеком. Для осужденных есть соответствующая процедура: погашение и снятие судимости. А здесь судимости нет – а есть деталь биографии: освобожден по не реабилитирующим обстоятельствам. И Пузиков не пострадает. Будет получать хорошую пенсию как бывший министр плюс доходы от банковских вкладов и акций. У него в жизни уже все хорошо – осталось только это дело закрыть».

Таким образом, завершается эпопея с попытками уголовного преследования Анатолия Сердюкова – ведь именно в «деле Пузикова», связанном со строительством базы в Краснодарском крае, он проходил свидетелем. Все подозрения в отношении экс-министра будут сняты вместе с закрытием дела его зятя. Сюжет уйдет из прессы и не будет раздражать россиян. Впрочем, на пике интереса к событиям в Украине это мало кто заметит.

«Дело Пузикова», напоминает член Московской коллегии адвокатов Теюб Шарифов, органически связано с «делом «Оборонсервиса»: «Именно «Оборонсервис» занимался реализацией имущества Минобороны. И находящийся на территории Астраханской области объект, к которому имеет отношение зять Сердюкова, относится к этому же имуществу. Само дело против Пузикова было возбуждено в рамках «дела «Оборонсервиса». В рамках расследования данного уголовного дела следователи вышли на Пузикова и его тестя». Сердюков, подчеркивает собеседник «НГ», – должностное лицо, он принимал окончательное решение и соответственно именно он передавал данное имущество: «Власти под шумок украинских событий хотят, очевидно, амнистировать фигурантов всех этих дел. В то время как Сердюков должен быть одним из соучастников преступления Пузикова. Иначе получается, что Сердюков должен быть потерпевшим по делу, – якобы обманул его зять, что-то не так сказал, а он ему подписал и передал».

Социологи Левада-Центра спросили россиян: слышали ли они о том, что Госдума отказалась от проведения парламентского расследования «дела Сердюкова»? «Да» ответили 22%, «Нет» – 78%. На второй вопрос: «Как вы думаете – чем объясняется отказ нижней палаты от парламентского расследования «дела Анатолия Сердюкова?» 44% респондентов ответили, что оно стало затрагивать слишком много высокопоставленных фигур. А 22% опрошенных уверены, что власти решили спустить дело на тормозах, потому что «репутационные потери правительства слишком высоки в сопоставлении с ценой восстановления справедливости».

По словам замдиректора Левада-Центра Алексея Гражданкина, граждане разочарованы ходом официального расследования и отсутствием парламентского: «По истечении года люди укрепились во мнении – реального продвижения на этом фронте не будет. А наблюдать за безнадежным делом мало кто хочет». Внутренние механизмы власти, подчеркивает социолог, глубоко спрятаны от граждан: «И люди вслед за Фемидой сдают это дело в архив».

Прошлой осенью коммунисты попытались инициировать парламентское расследование. Думское большинство от этой идеи отказалось – под предлогом того, что правоохранительные органы уже занимаются «делом «Оборонсервиса». «Мы настаивали на расследовании, потому что считали обвинение Сердюкова в халатности несостоятельным, – пояснил «НГ» глава юрслужбы КПРФ, депутат Госдумы Вадим Соловьев. – Халатность – если где-то что-то недосмотрел. А в случае Сердюкова мы имели дело с превышением полномочий, преступлением, которое не подпадает под амнистию». Но дело не только в этом, возмущается парламентарий, уверенный в несостоятельности думского запрета: «Наши юристы нашли еще 12 эпизодов, которые в той или иной степени имели отношение к Сердюкову. Среди них, к примеру, махинации с землей в Брянской области и нефтехранилищем – в Мурманской. Мы понимали, какое давление будет оказано на следствие, если оно начнет работу по этим эпизодам. Именно поэтому мы инициировали проведение парламентского расследования – чтобы облегчить следствию работу».

Закон действительно позволяет коммунистам инициировать подобное расследование. Думе нельзя проверять только те эпизоды, по которым предъявлено обвинение. А оно было предъявлено только по одному делу – о строительстве дороги в Краснодарском крае. По всем остальным эпизодам, которые перечислил Соловьев, не было никаких обвинений. «Когда мы получили отказ, стало понятно, что это чисто политическое решение и попытка уйти от серьезного разбирательства по этим вопросам, – считает Соловьев. – И не только по «делу «Оборонсервиса». Где дела по Скрынник, по злоупотреблениям с покупками медоборудования в Минздраве? Мы так и не увидели никого на скамье подсудимых. Ответы респондентов Левада-Центра показывают, что граждане давно не ждут от государства борьбы с коррупцией».

Почему именно сейчас власти решили слить «дело «Оборонсервиса» – вместе с «делом Пузикова»? По мнению Соловьева, сегодня для этого самое время. Он уверен, что дело это власти держали про запас – на случай, если что-то пойдет не так с Олимпиадой, а потом – с Украиной. Однако Россия на этих участках отнюдь не проиграла, и рейтинг власти возрос, подчеркивает собеседник «НГ». Поэтому и «Оборонсервис» тихо пошел под нож – на фоне событий в Украине совсем незаметно.

Граждане утратили остатки веры в отечественное правосудие, считает председатель правления Центра политических технологий Борис Макаренко: «Сердюков, независимо от того, насколько он виноват в злоупотреблениях и каков их масштаб, вычистил авгиевы конюшни Минобороны. И это был мандат, с которым его назначали, а назначал его министром обороны Путин. И за такую очень грязную работу человек, наверное, обрел иммунитет от слишком жестких мер. Хотя, конечно, и политическая, и деловая его репутация испорчены безнадежно».

Важно другое, считает эксперт: к Сердюкову и его сотрудницам, особенно к Евгении Васильевой, которая все тянет с изучением материалов дела, была масса претензий со стороны общественного мнения: «Сердюков стал символом развала армии, а Васильева – символом коррупции». Причем в создании этих символов, подчеркивает Борис Макаренко, значительную роль сыграли государственные СМИ: «Если теперь выясняется, что Сердюков вышел из воды практически сухим, то усугубятся подозрения россиян по отношению к государству как коррумпированной структуре власти. И все ее заявления о том, что она борется с коррупцией, будут выглядеть еще более несерьезными. Это ощутимый имиджевый урон для руководства страны». При этом, замечает собеседник «НГ», как ни цинично это звучит, самое последнее значение имеет то, были ли злоупотребления в «деле «Оборонсервиса».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
946
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1172
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1071
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1070

Другие новости