0
10901
Газета Политика Интернет-версия

04.02.2014 00:01:00

Трагедия в московской школе – не только повторение западных сценариев

Тэги: школа, убийство, москва


школа, убийство, москва Сотрудники полиции эвакуируют детей из школы № 263. Фото РИА Новости

Оказалось, что в России все как на Западе – в том числе и стрельба в школах. Вчера вооруженный старшеклассник пришел в альма-матер, чтобы расправиться с учителем географии. Эксперты видят в происходящем рост бытовой агрессии на фоне социальной атомизации общества. Расстрел учителя стал продолжением цепочки нападений на преподавателей, участившихся в последнее время.

История короткая. В полдень старшеклассник пришел в школу № 263 на Северо-Востоке Москвы с винтовкой и карабином. Охранник пытался его не пропустить, и тогда отличник Сергей Гордеев передернул затвор. Как известно, школьные охранники не имеют права носить оружие, они могут разве что дать подзатыльник разгулявшемуся подростку, и чоповец под конвоем проводил ученика к кабинету биологии.  После чего, рассказал позже официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин, «не говоря ни слова, сделал несколько выстрелов в учителя географии и затем, когда по «тревожной кнопке» приехали сотрудники полиции и открыли дверь класса, произвел еще несколько выстрелов». Двое полицейских были тяжело ранены. Один умер сразу, другой в тяжелом состоянии вертолетом доставлен в Склиф. По данным Следственного комитета, парень стрелял 11 раз. Задержать сына помог отец, уговоривший его сдаться. 

Никто из учеников не пострадал. Десятиклассник Гордеев, в соответствии со ст. 88 Уголовного кодекса, заслужил наказание в виде заключения на срок не свыше шести лет – как несовершеннолетний. 

«Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях», – гласит статья УК. Гордеева обвиняют по трем статьям УК РФ: 206 (захват заложников), 105 (убийство) и 317 (посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов). Все это особо тяжкие преступления, которые предусматривают наказание вплоть до пожизненного лишения свободы и смертной казни. Но Гордееву нет 16 лет. А на смертную казнь в России действует мораторий. Пока.

Вчерашний кровавый инцидент стал логическим продолжением целой цепочки нападений на учителей, в последние месяцы потрясавших посетителей Сети и зрителей новостных каналов ТВ (см. справку). Долгое время считалось, что Россия избежит участи развитых стран, где подобные расстрелы в школьных коридорах случаются регулярно. Связывали российское благополучие в этой сфере с отсутствием в свободном обращении короткоствольного оружия. Чуда не произошло.

По словам директора Левада-Центра Льва Гудкова, в обществе постоянно повышается уровень агрессии, а стало быть, и готовность к насилию: «Идет общий процесс – аномия, то есть распад нормативной системы общества. Происходит разрушение социальных связей, которые удерживают человека от насилия, делают его более зависимым от окружения, предохраняют от одиночества и от превращения в аномальную личностью. Действительно, уровень готовности к насилию постоянно повышается, и в определенный момент происходит прорыв, подобный вчерашнему, чисто ситуативному и бытовому». Эксперт считает, что в этом смысле школьный инцидент стоит в одном ряду с событиями в Бирюлеве: «Там, конечно, другой повод был, но власти едва удержали людей от погромов. Еще один признак нынешней социальной нестабильности – охота на гастарбайтеров, убийства таджиков и узбеков в среде люмпенизированной, маргинализированной молодежи. Это и есть зона неподконтрольности».

Современное общество в большом количестве провоцирует подобные социально-психологические патологии, особенно в мегаполисах, уверен глава Института национальной стратегии Михаил Ремизов: «На человека давит очень сильный, постоянный и растущий потребительский прессинг – при сокращающихся возможностях реализации этих потребностей». Это явление, замечает эксперт, характерно для всех современных обществ, и оно ведет к фрустрации человеческих отношений. Причиной взрыва могут стать, подчеркивает эксперт, семейно-бытовые конфликты и школьные разборки – все что угодно: «Это происходит при достаточно высоком уровне оптимизации городской среды, когда каждый предоставлен себе и своим проблемам. То есть мы имеем дело с типичными проблемами большого массового общества с низким уровнем солидарности и эрозией моральных норм. Специфического для нашей страны здесь мало. Если не считать клонирования неких моделей и стереотипов поведения, почерпнутых из массовой культуры».

Вчерашний школьный расстрел заставил снова заговорить о проблеме беззащитности граждан перед вооруженным агрессором. Впрочем, сами граждане, отвечая на вопросы социологов, проблемы в этом не видят. По словам Льва Гудкова, 80% населения против свободного доступа к оружию.  Социологи, замечает Лев Гудков, сомневаются в обоснованности такого отношения и доказывают, что разрешительные меры в этой области преступности не увеличат. «Ведь преступники всегда готовы к насилию. У них есть под рукой кухонный нож, топор – все, чего хотите. Большая часть убийств – это убийства между знакомыми людьми, то есть это либо члены семьи, либо знакомые, либо собутыльники».

Более того, вчерашний случай, как и ожидалось, оживил борьбу политиков за отказ гражданам в праве на вооруженную самозащиту. Невооруженный охранник в школе – нонсенс. И его трудно винить за то, что под дулом винтовки он повел Гордеева к кабинету географии. Необходимо признать: современная российская система охраны школ – фикция, декорация и блеф. Однако в руководстве думской фракции «Справедливая Россия» считают необходимым ужесточить законодательство в сфере оборота оружия. «Что касается ношения оружия, то, безусловно, здесь надо ужесточать максимально. Надо резко сократить возможность использования травматических пистолетов и другого оружия. Должна быть целенаправленная политика по вытеснению оружия с наших улиц», – заявил вчера первый замглавы фракции СР Михаил Емельянов. По его мнению, «свободная продажа оружия развращает людей, создает опасность для жизни».

Между тем в мире так не считают, рассказала «НГ» председатель правления общественной организации «Право на оружие» Мария Бутина. Она обращает внимание на то, что во вчерашней ситуации речь идет о легкомысленном подходе к вопросу хранения оружия: «Учитель в этой ситуации не может защитить ни себя, ни детей, находящихся в классе, поскольку в России сегодня не реализована израильская практика, – там учителя обязаны владеть оружием. Мы почему-то считаем, что эта проблема обойдет нас стороной, но, как показывает практика, этого не происходит. В США, например, сейчас все меньше школ остаются зонами, свободными от оружия. В штате Юта, к примеру, с учителями и школьниками занимаются инструкторы Совета спортивной стрельбы».

 
Мнение психолога

Ирина Агличева, кандидат психологических наук, практикующий психолог, помощник руководителя Общественной палаты РФ, эксперт-консультант ОП РФ по вопросам семьи, детства 

Сегодня в основных документах школы написано, что учитель оказывает ученику «образовательные услуги». Со стороны кажется, что внесение подобной формулировки не несет больших перемен в школу. А на самом деле идет некая глубинная перестройка образовательного процесса. Учителя, с которыми мне приходится встречаться и разговаривать, отмечают, что с каждым годом растет внешняя свобода школьников в общении с учителями. Ученик относит учителя к категории обслуживающего его персонала. И ведет себя соответственно заданной линии поведения. Следующий момент заключается в том, что нагрузка школьника перераспределена неравномерно. Мы не будем сейчас обсуждать, существует перегрузка школьника или нет, по этому поводу существуют разные точки зрения. Остановимся на том, что школьник, особенно в старшей школе, вынужден заниматься очень много и долго одним видом учебной деятельности – его натаскивают на сдачу ЕГЭ. Рутинная работа плюс неспособность сублимировать накопившуюся за время унылой и неприятной работы агрессию в какие-то иные виды деятельности плюс гормональные изменения в организме приводят к тому, что школьник все время находится на грани срыва. А если он все время на грани – взрыв, выплеск агрессии ему обеспечен. Взрослые могут контролировать агрессию, а подростки – еще нет. 

Подготовила Наталья Савицкая


Нападения учащихся на учителей и одноклассников 2010 год

  • В течение трех месяцев по субботам вместо урока физкультуры девятиклассники школы № 1 города Шелехова Иркутской области избивали 73-летнюю учительницу физкультуры. Зверства ученики снимали на видео и выкладывали в Интернет. Учительница страдает глубоким склерозом и не помнит, что делала накануне. 
  • Май 2012 г. В городе Асбесте восьмиклассники школы № 30 выложили в Интернете видео с избиением одноклассника. 
  • Ноябрь 2012 г. В Южно-Сахалинске, неподалеку от начальной школы № 7, трое учеников 4-го класса избили одноклассника. После ударов в живот мальчик не смог встать. 
  • Март 2012 г. В нижегородской школе № 183 пятиклассник несколько раз ударил педагога по голове. В итоге учитель с 27-летним стажем получила сотрясение мозга. Школьник напал на учительницу после того, как она сделала ему замечание – он оказался в очередной раз не готов к уроку. Учительница пригрозила вызвать в школу родителей, после чего мальчик ударил ее в область виска сотовым телефоном. Одноклассники хулигана сообщили, что мальчик чувствовал безнаказанность, так как директором школы является его дедушка. 
  • В феврале 2012-го одиннадцатиклассник томской общеобразовательной школы № 41 избил учительницу в школьной столовой. 
  • Апрель 2013 г. В Воронеже пропала 14-летняя школьница. Ее тело было обнаружено спустя четыре дня на берегу реки Таганка. По подозрению в убийстве задержали одноклассника девочки – 15-летнего местного жителя. 
  • Сентябрь 2013 г. В поселке Калининец в Наро-Фоминском районе 22-летнюю Александру Горохову избила компания из восьми старшеклассниц – девушек от 14 до 17 лет. 
  • Декабрь 2013 г. На перемене в одной из московских школ во время драки школьник упал и ударился головой о металлическую ножку стула. 
 Подготовила Дарья Гармоненко

 



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Новая администрация начинает формирование крупнейшей сети дата-центров

0
1755
Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Елена Крапчатова

В российской столице официально зарегистрированы 1,4 миллиона добровольцев, готовых помогать горожанам

0
1006
Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Михаил Сергеев

Блокада Киевом транзита голубого топлива потребует от ЕС дополнительных расходов

0
2112
И зеркало, зеркало, зеркало…

И зеркало, зеркало, зеркало…

Антон Ровнер

Исполняется 85 лет со дня рождения писателя, философа и мистика Аркадия Ровнера

0
1151

Другие новости