0
26121
Газета Политика Интернет-версия

24.01.2014 00:01:00

Платона Лебедева отпустили к Михаилу Ходорковскому

Тэги: юкос, платон лебедев


юкос, платон лебедев Платон Лебедев ждал освобождения более 10 лет. Фото Reuters

Вчера Верховный суд по просьбе прокуратуры снизил срок наказания до уже отбытого товарищу Михаила Ходорковского – бывший совладелец ЮКОСа Платон Лебедев выходит на свободу. Оппозиция празднует победу и говорит о прорыве в отношениях президента Владимира Путина с гражданским обществом. Эксперты более осторожны. На их взгляд, нынешние шаги власти – скорее некий зигзаг в преддверии Олимпиады и попытка сбалансировать элиты, нежели твердый курс на отказ от жесткой конфронтации с политическими противниками.

«Суд может и дальше голословно отрицать очевидное либо в ваших силах сделать шаг к закону и подвести, наконец, к концу это позорное дело», – так обратился к судьям в начале заседания адвокат Вадим Клювгант. Впрочем, еще до заседания информагентства сообщили: прокуроры требуют снизить срок заключения для фигурантов дела. Совладелец ЮКОСа выйдет на свободу, как только оригинал решения суда поступит в Вельскую колонию, сообщили во ФСИН. Вчера же Платон Лебедев встретился в колонии с братом-близнецом Виктором. Адвокат Генрих Падва рассказал корреспонденту «НГ», что Михаил Ходорковский «сильно переживал за решение суда и просил нас сделать все возможное, чтобы освободить Лебедева из-под стражи».

Заметим, что сторона защиты отказалась ставить вопрос о снижении срока наказания: «В целом преступление не доказано. И мы не согласны, что наши подзащитные являются мошенниками». Адвокаты Лебедева считают, что в первом деле ЮКОСа имели место махинации с документами: «На первых заседаниях суда были приведены доказательства, которые ими не являются вовсе – в деле, например, была бумага (даже не документ) без подписей, зато с текстом. Фамилии Лебедева на ней не было, зато содержание подразумевало, что подписана она была именно им. И на суде ее приняли как доказательство».

Оппозиция приветствовала освобождение Лебедева. В «Гражданской платформе» этот шаг ВС провозгласили новым российским трендом: «Конечно, хочется надеяться, что политические узники как категория в нашей стране перестанут существовать. Хотелось бы надеяться, что это новый тренд». Сопредседатель РПР–ПАРНАС Владимир Рыжков увидел в происходящем «акт российских властей по снятию конфликта между властью и гражданским обществом».

Между тем эксперты настроены более осторожно. К примеру, заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что подобные формулировки давать рано. Он отметил обстоятельства, которые могли повлиять на решение властей: «В июне будет вынесено решение о 98 миллиардах долларов, которые акционеры ЮКОСа хотят получить от России. В финансовых интересах Кремля – показать, что Путин готов идти навстречу зарубежным критикам его политики. А главное, для власти важна имиджевая составляющая. Президент перед Олимпиадой хочет показать, что мы освобождаем тех, кого на Западе считают политическими заключенными. Он сделал жест в публичном пространстве – пусть, мол, вся эта история с радикальной оппозицией уйдет в прошлое. Пора считать ее закрытой. Страница перевернута».

Возникает впечатление, что к началу Олимпиады в российских тюрьмах действительно не останется ни одного человека, судьба которого волновала мировое общественное мнение. 10 января 2014 года по амнистии на свободу вышел Илья Фарбер – бывший сельский учитель, осужденный в 2012 году на восемь лет по обвинению в получении взятки в 300 тыс. руб. За решеткой он провел более двух лет. Вслед за Ходорковским 23 декабря на свободу вышли участницы группы Pussy Riot – Мария Алехина и Надежда Толоконникова. По данным ФСИН, на 17 января места заключения покинули 1962 человека. 19 декабря были амнистированы некоторые фигуранты «болотного дела». Для оставшихся, впрочем, прокурор требует жесткого приговора – от 5 до 6 лет заключения. Что доказывает: милосердие Путина не распространяется на дела, связанные с силовым противостоянием власти. Решения которой, по словам Алексея Макаркина, тщательно взвешены: «Когда Кремль почувствовал угрозу возвращения Ходорковского, было решено оставить на нем громадный штраф, из-за которого Михаил Борисович теперь вряд ли вернется в Россию».

Президиум Верховного суда досрочно освободил Платона Лебедева.	Фото Reuters
Президиум Верховного суда досрочно
 освободил Платона Лебедева. Фото Reuters

Речь идет о том, что президиум Верховного суда, освободив Платона Лебедева, оставил без изменений ранние судебные решения. Ходорковский по-прежнему остается должен казне 17 млрд долл. То есть ВС решил не отменять взыскание неуплаченных налогов на эту сумму с фигурантов дела – по причине отсутствия оснований. Заместитель генпрокурора Николай Винниченко и сегодня убежден: фирмы, зарегистрированные подсудимыми, являлись фиктивными и неоднократно прекращали свое существование: «Таким образом, мы приходим к выводу, что взыскание солидарно 17 миллиардов рублей с подсудимых является законным».

Между тем защита и вчера категорически настаивала: физическое лицо не должно нести ответственности за налоги, не оплаченные организацией. «Это необоснованно и противоречит постановлению ЕСПЧ – физические лица не могут выплачивать взыскание вместо юридических лиц», – сказал «НГ» адвокат Генрих Падва. Адвоката смутила и сумма взыскания: «Выводы Мещанского суда по гражданскому иску заняли несколько строчек и не содержали даже ссылок на качественный подсчет нанесенного ущерба». К тому же, напомнил собеседник «НГ», налог уже был внесен – только не деньгами, а векселями: «Векселя были использованы, и российская казна получила за них деньги, причем осталась в прибыли».

Алексей Макарин заметил, что свобода Платона Лебедева весьма условна: «Этот вопрос для власти принципиален. Когда Лебедев окажется на свободе, над ним нависнет этот самый огромный денежный штраф. Эксперт предположил было, что по этой причине Лебедева могут не выпустить из страны. Однако уже вчера днем появилось сообщение от имени Федеральной службы судебных приставов: наличие у бывших руководителей ЮКОСа Михаила Ходорковского и Платона Лебедева задолженности в размере 17 млрд руб. не означает, что им априори ограничено право выезда из России. ФССП напомнила: хоть закон и предусматривает временные ограничения на выезд должника из России как одну из мер понуждения к выплате долга, но решение подобного рода является не обязанностью, а лишь правом судебного пристава-исполнителя. Конечно, столичное управление ФССП по Москве продолжит работу по взысканию долга с Ходорковского и Лебедева, но намек на необходимость побыстрее покинуть страну (и не возвращаться!) прозвучал вполне отчетливо. Ранее Ходорковский, который после помилования уехал в Германию, выразил опасение на этот счет, заявляя, что из-за данной задолженности его могут в дальнейшем не выпустить из страны. Прокурор Винниченко считает, что оснований для отмены этих приговоров нет: «Вина Ходорковского и Лебедева в преступлениях, за которые они осуждены, полностью доказана. Решения судов мотивированы, с ними мы полностью согласны».

Глава фонда «Эффективная политика» Глеб Павловский приветствует освобождение Лебедева, которое после столь внушительного срока заключения само по себе является однозначно позитивным явлением. Однако эксперт сомневается в том, что случившее можно расценивать как некую тенденцию, курс или тренд. Павловский считает происходящее продолжением линии на избирательную гуманность власти, которая наблюдается в последние полгода: «Если бы она не распространялась на драконовские приговоры участникам митинга на Болотной, то можно было бы говорить о курсе. Дело в том, что власти часто ошибаются с дозировкой. Власть – очень плохой дозировщик».

Пока нет оснований говорить о серьезной либерализации в отношении политических заключенных, подчеркивает собеседник «НГ»: «Это частный случай, и для либерализации мало даже полной амнистии политзаключенных. Это не все вопросы, которые требуют урегулирования. Более того – судя по всему, мы будем постоянно иметь дело с противоречивой ситуацией, где одних будут показательно миловать, а других бессмысленно сажать». Павловский напоминает историю «с несчастным Мохнаткиным, которого первый раз посадили практически случайно и в каком-то смысле сломали ему судьбу, а теперь посадили во второй раз»: «А ведь это человек, который не может представлять никакой опасности для общественного строя, потому что он просто чудак с обостренным чувством морали. Разве можно расценивать такие действия властей как либерализацию?»

По мнению Павловского, решение ВС связано не только с Олимпиадой: «Это более широкий процесс. Путин выстраивает и апробирует новую систему взаимоотношений с обществом, и вряд ли можно сказать, что у него есть план. Но он нащупывает несколько иную форму правления страной, чем та, которая сложилась в первые десять лет его президентства. Эта система заставляет Путина совершать резкие зигзаги в политике – чтобы не попасть в руки одного из кланов, сложившихся за предыдущее десятилетие. Я это называю политикой зигзагов. Он предпринимает какие-то действия, нагоняя жути, а потом, когда все уже подготовились к худшему, неожиданно разряжает обстановку. Этот метод в России работает. Когда правитель действует таким образом, он постоянно притягивает внимание. Все время ждешь, что оттуда придет гроза или солнышко выглянет. Это нельзя назвать ни авторитаризмом, ни вертикалью власти. Это своеобразная зигзагообразная политика».  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
1021
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1217
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1672
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1366

Другие новости