Алексей Навальный вынесен за скобки амнистии. Фото Reuters
Авторы первоначального проекта амнистии — члены Совета по правам человека (СПЧ) – заявили вчера, что внесенный в Госдуму документ не имеет ничего общего с разработанным ими вариантом. Также выяснилось, что под амнистию не подпадут и экономические преступления: а значит, она не для оппозиционера Алексея Навального и экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского.
Амнистия не будет распространяться на осужденных за экономические преступления, подчеркнул вчера глава комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников. Он объяснил, что несколько месяцев назад власти уже провели экономическую амнистию. По итогам которой вместо сотен тысяч людей на свободу смогли рассчитывать лишь несколько сотен человек. В результате и сторонники, и даже некоторые разработчики этой экономической амнистии уже называют ее срывом первоначальной идеи. Аналогичная ситуация, похоже, складывается и с амнистией в честь 20-летия Конституции. Вчера на специальной пресс-конференции члены СПЧ объявили, что внесенный в Думу проект не имеет ничего общего с разработанным ими документом. «В итоговом тексте речь идет о составах преступления с одинаковой тяжестью, по которым часть людей подпадают под амнистию, а часть – нет», – выразила недоумение одна из авторов проекта, член СПЧ судья Конституционного суда в отставке Тамара Морщакова. Другие члены СПЧ, а также уполномоченный по правам человека Владимир Лукин, впрочем, пока готовы продолжать работу с депутатами в надежде внести корректировки в законопроект. Правозащитники уже подсчитали: по итогам нынешней амнистии на свободу могут выйти 1335 человек (менее одного процента «тюремного населения»), что не позволит снизить уровень напряжения в обществе, на что они рассчитывали. Напомним, что первоначальные цифры потенциально амнистируемых крутились вокруг примерно 25 тыс. человек. Член СПЧ Илья Шаблинский в беседе с «НГ» подчеркнул, что итоговый документ разбил надежды даже на частичную амнистию «узников Болотной» – им придется провести в СИЗО еще долгие месяцы (см. «НГ» от 11.12.13). Правозащитник Владимир Осечкин заявил «НГ», что через депутата от ЛДПР Ярослава Нилова он все-таки попытается внести в проект амнистии поправки, чтобы она коснулась не только осужденных, но и подследственных, арестованных и подсудимых. По его словам, «Нилов эту инициативу поддержал».
Оптимисты из числа экспертов ранее называли амнистию тем шагом, который позволит примирить власть и оппозицию, а также улучшить отношения с Западом, часть лидеров которого подумывает бойкотировать Олимпиаду в Сочи. При нынешних раскладах, если текст амнистии останется без изменений, примирения, по всей видимости, не произойдет. Тем более что нынешняя путинская амнистия в очередной раз не дает надежды на исход других «политических дел». Например, над Михаилом Ходорковским вместо освобождения нависла перспектива очередного уголовного дела (см. «НГ» от 09.12.13), да и Алексей Навальный по-прежнему остается фигурантом нескольких расследований, ведущихся одновременно.
Скажем, так называемое почтовое дело, в рамках которого, если верить Следственному комитету, Навальный с братом Олегом организовала две коммерческие компании, которые по завышенным ценам оказывали услуги «Почте России», а прибыль клали себе в карман. Ранее СК распространил информацию и о причастности Алексея Навального к хищениям рекламного бюджета во время предвыборной кампании «Союза правых сил» в 2007 году через созданную им фирму «Аллект». Ну а приговор по третьему уголовному делу о якобы имевших место хищениях в компании «Кировлес», по которому Навальный уже получил пятилетний срок (сначала реальный, затем условный), вступил в законную силу без перспективы на амнистию.
Какую-то странную игру в последнее время напоминает и ситуация с Pussy Riot. Выяснилось, что участницы панк-группы с большой долей вероятности попадут под амнистию как матери малолетних детей. Правда, произойдет это в лучшем случае за несколько месяцев до их законного выхода на свободу или даже непосредственно перед ним. Но тут вмешался Верховный суд, который вечером во вторник признал незаконным приговор Надежде Толоконниковой, Марии Алехиной и Екатерине Самуцевич. О причинах такого решения адвокаты пока могут только гадать. «Это может быть отсутствие состава преступления, виды и размер назначенного наказания или какие-то технические формальные основания. Об этом станет известно, когда мы получим на руки определение из Верховного суда. В любом случае это очень хороший сигнал», – пояснила журналистам адвокат панк-группы Ирина Хрунова.
Что касается другого нашумевшего дела о хулиганстве, по которому проходят активисты Greenpeace, попытавшиеся навесить баннер на нефтяную платформу «Приразломная», они, по всей видимости, под амнистию не подпадут, еще раз уточнили вчера в Госдуме. Ведь в проекте сделана специальная оговорка, согласно которой перед амнистией приговор сначала должен вступить в законную силу. И эта часть президентского проекта, кстати, тоже вызвала вчера возмущение в рядах правозащитников.
По мнению заместителя гендиректора Центра политических технологий Алексея Макаркина, если бы Кремль действительно хотел вести диалог с либеральной частью российского общества, то тогда предложенную властью амнистию, конечно, можно было бы назвать провалом. Но речь, по всей видимости, шла лишь о необходимости формально ответить на предложения правозащитников, чтобы те не говорили, что их совсем игнорируют.