0
5079
Газета Политика Интернет-версия

13.11.2013 00:01:00

Борьба с коррупцией переходит в частный сектор

Тэги: минтруд, экономика, частный сектор, коррупция


Минтруд разработал методические рекомендации по противодействию коррупции в частном секторе экономики. Организациям вне зависимости от формы собственности предложено отслеживать конфликты интересов работников. В документе приведена дюжина их типовых примеров. Из перечня становится понятно, почему успехи борьбы с коррупцией в госсекторе малозаметны. Ведь то, что Минтруд по аналогии с госслужбой мягко называет конфликтом интересов, для частного владельца – просто воровство.
Рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции опубликованы на сайте Минтруда спустя неделю с небольшим после того, как на заседании президентского Совета по борьбе с коррупцией Владимир Путин напомнил об ответственности в этой сфере как граждан, так и предпринимателей. Он 30 октября заявил: «Общество и бизнес справедливо требуют от власти неукоснительного соблюдения этих правил, но при этом порой сами, тоже должен это отметить, остаются безучастными наблюдателями. Более того, подталкивают подчас власть к коррупционным проявлениям, пытаясь порешать таким образом свои бизнес-интересы». Путин заявил, что «теперь в законодательстве закреплена обязанность всех коммерческих и некоммерческих организаций принимать меры по противодействию коррупции».
При этом президент не уточнил, что в его указе от 2 апреля 2013 года ведомству Максима Топилина вместе с Торгово-промышленной палатой и общественными организациями предпринимателей было поручено написать соответствующие правила. И только теперь стало ясно, что получилось в результате полугодовой творческой деятельности. В многостраничных методических рекомендациях в основном общие слова: каждой организации надо составить план борьбы с коррупцией, определить службу, которая этим займется, составить корпоративный кодекс этики, привлечь работников к дискуссиям по тем или иным пунктам антикоррупционного плана и т.д. Более или менее конкретными частями обширного документа можно признать лишь главы, связанные с разбором международного и иностранного законодательства против коррупции и с конфликтами интересов. Любопытно, что Минтруд сделал упор на анализе тех зарубежных законов, которые де-юре имеют экстерриториальный характер. Российские чиновники таким образом предупредили отечественных бизнесменов, что в США и Великобритании надо вести себя осторожно. Потому что соответственно по законам «О коррупционных практиках за рубежом» и «О борьбе со взяточничеством» к ответственности за такого рода правонарушения могут привлекаться даже те структуры, которые имеют косвенное отношение к компаниям из этих стран.
Что касается конфликта интересов, то нашим предпринимателям предложено внедрять практику подачи ежегодных деклараций о его наличии или отсутствии всеми работниками, а разовых, то есть срочных, – теми, кто сидит на ответственных постах и имеет полномочия тратить деньги организации. Кстати, хозяевам-частникам предложен такой подход: «При разрешении имеющегося конфликта интересов следует выбрать наиболее мягкую меру урегулирования из возможных с учетом существующих обстоятельств».
Подобная рекомендация выглядит крайне сомнительной на фоне типовых ситуаций с конфликтом интересов, которые Минтруд предлагает бизнесу в качестве примеров. Скажем, такой расклад, когда работник одной компании, отвечающий за закупки, делает выбор в пользу другой, в которой работают его родственники. Или когда поставщиком оборудования выбирается структура, которая держит патенты, принадлежащие работнику из закупающей организации. Или, к примеру, совершенно однозначная ситуация: «Работник организации А принимает решение об инвестировании средств организации А. Потенциальным объектом инвестиций является организация Б, ценные бумаги которой принадлежат работнику». Таких историй Минтруд предлагает 12, и почти каждая из них связана с тем, что работник пытается нажиться за счет владельца бизнеса. Но последнему рекомендуются в основном такие меры, как временное отстранение ловкача, изменение его служебной компетенции, просьба отказаться от сомнительной сделки и т.д. Хотя заранее понятно, что реальный бизнесмен тут же уволит работника, которого разоблачат в левых заработках.
По прочтении таких рекомендаций становится понятным, почему в госструктурах вроде объявленная беспощадная война с коррупцией идет малозаметно и низкоэффективно. Да потому, что банальное воровство в частном секторе, а стало быть, казнокрадство – в государственном предлагается считать лишь конфликтом интересов. И к тому же рекомендуется никого строго не наказывать.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
388
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
499
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
409
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
342

Другие новости