«Болотное дело» насчитывает уже более полусотни судебных заседаний. Фото Reuters
«Болотное дело» вновь грозит обострением отношений России с Европой – вчера была заочно арестована обвиняемая по нему Анастасия Рыбаченко, эмигрировавшая в Эстонию. Она может быть объявлена в международный розыск. Суд же над лидером «Левого фронта» Сергеем Удальцовым, по данным «НГ», начнется в декабре. Его итогом для обвиняемого, прогнозируют адвокаты, могут стать 10 лет колонии строгого режима.
Вчера выяснилось, что эмигрировавшая из России в Эстонию Анастасия Рыбаченко проявила завидную предусмотрительность. В пресс-службе Басманного суда «НГ» сообщили, что она заочно арестована в рамках «болотного дела». В ближайшее время активистка должна быть объявлена в международный розыск по линии Интерпола, а российские правоохранительные органы потребуют ее выдачи у властей Эстонии.
Эти попытки едва ли будут успешными, считают опрошенные «НГ» европейские политики. Ранее, напомним, Интерпол аннулировал российский запрос на выдачу главы фонда Hermitage Уильяма Браудера, посчитав его политически мотивированным. О том, что подобная судьба может ждать и запрос в отношении Рыбаченко, в беседе с «НГ» заявила экс-министр иностранных дел Эстонии, европарламентарий Кристийна Оюланд: «Она считается политической беженкой, и летом я писала письмо в Интерпол, чтобы подтвердить этот факт». Оюланд дала понять, что хотя и не может ручаться за эстонские власти, вероятность выдачи оппозиционерки в Россию невелика.
Годом ранее Анастасия Рыбаченко заявила «НГ», что не будет просить политубежища в Европе (см. «НГ» от 19.07.12). Однако теперь, возможно, ей придется пересмотреть планы. Тем более что своего местонахождения Рыбаченко не скрывает: она учится в Таллинском технологическом университете, активно общается с журналистами и ведет аккаунты в соцсетях.
Усилиями российского правосудия в курсе всех подробностей «болотного дела» находится не только Интерпол, но и Европарламент, и Европейский суд по правам человека. Туда поступило уже более десятка жалоб от фигурантов дела, многие из которых будут рассмотрены в приоритетном порядке. Вчера в ЕСПЧ официально подтвердили получение жалобы от фигуранта дела Дениса Луцкевича.
Вопросы по первым жалобам к российской стороне уже сформулированы – они касаются того, были ли судами рассмотрены возможности для избрания более мягкой меры пресечения и насколько обоснованными были заявления о продолжении «преступной деятельности» фигурантов дела.
В декабре, по информации «НГ», должен начаться суд над обвиняющимися в организации массовых беспорядков Сергеем Удальцовым и Леонидом Развозжаевым. Удальцов, как сообщили его защитники, закончил знакомиться с более чем 80 томами уголовного дела. Адвокат Удальцова Виолетта Волкова убеждена, что, несмотря на отсутствие состава преступления, приговор будет обвинительным и показательно жестким: «Есть информация, что речь идет о 10 годах колонии строгого режима». Напомним, сотрудничавший со следствием и признавшийся в организации массовых беспорядков соратник Удальцова Константин Лебедев приговорен к 4,5 года колонии.
Все вышеописанное никак не стыкуется с разговорами о возможной амнистии для фигурантов дела, а суды и следствие продолжают работать по инерции. Вчера Мосгорсуд отклонил апелляцию адвокатов, оспаривающую законность продления домашнего ареста правозащитнику Николаю Кавказскому. «Подали ходатайства о приобщении медицинских документов – суд частично обозрел документы, но к делу их прилагать отказался», – рассказал адвокат Сергей Миненков. – Прокурор две фразы буркнул, мол, не согласен он с жалобой нашей. Судья все отклонила». Адвокат Вадим Клювгант пояснил «НГ», что «конвейер сработал слаженно» – рассмотрение апелляции заняло несколько десятков минут, доводы защиты судьям, видимо, не понадобились.
Рассмотрение по существу «дела двенадцати» на этой неделе продолжится в Никулинском суде. Там до сих пор допрашивают свидетелей обвинения. Вчера показания дал командир взвода ОМОНа Александр Земсков, которого в мае в больнице навещал мэр Москвы Сергей Собянин. Земсков значился в числе награжденных квартирой за разгон акции оппозиции. Получение квартиры в суде Земсков отрицал. А остальные показания давал весьма уверенно, заявив, что слышал призывы с Большого каменного моста, находившегося на расстоянии 150 метров (судья вопрос сняла, но ответ был получен). Он признался в применении резиновой дубинки в отношении митингующих. Правда, бил, как говорит, «только по рукам».
Адвокат Николай Полозов, комментируя «НГ» происходящее, подчеркивает, что на потенциальный пересмотр «болотного дела» можно будет рассчитывать только после решения ЕСПЧ: «Молниеносно выносить решения там не могут, но необходимо продолжать долбить таким образом российскую судебную систему – рано или поздно это даст нужный эффект».