0
21000
Газета Политика Интернет-версия

25.10.2013 00:01:00

Решив, что главная угроза России не коррупция, а "оранжизм", руководители администрации президента удивили экспертов

Тэги: оппозиция, нко, коррупция


оппозиция, нко, коррупция Олег Морозов поделил оппозицию на правильную и «оранжевую». Фото ИТАР-ТАСС

Вчера глава президентской администрации Сергей Иванов и начальник Управления президента по внутренней политике Олег Морозов выступили перед мэрами, сити-менеджерами и председателями избирательных комиссий субъектов РФ, озвучив точку зрения Кремля на роль российской оппозиции. Водораздел между положительными системными партиями и «оранжистами» был установлен по линии государственной безопасности. Между тем понятие это требует расшифровки – может оказаться, что власть и граждане вкладывают в него разный смысл.

Сергей Иванов, выступая на семинаре-совещании перед мэрами и сити-менеджерами, подчеркнул свое неоднозначное отношение к некоммерческим организациям: «НКО, конечно, у нас разные, но среди них очень много тех, которые действительно приносят очень большую пользу». Именно с этой категорией местной власти следует работать.

Тем временем Олег Морозов на встрече с председателями региональных избиркомов объяснил разницу между системной и несистемной оппозицией: «Мы слышим тот сигнал, который идет от парламентской системной, как сейчас говорят, оппозиции, которая – за страну, которая не поддерживает «оранжистов», которая понимает, что безопасность страны – это приоритет, который мобилизует и объединяет все политические силы».

Однако, сообщил Морозов, есть и те, кто против страны: «Мы знаем эти заявления – «давайте Урал отдадим», «давайте Арктику отдадим»… И с ними диалог возможен как полемика на языке права – можно или нельзя такие вещи делать, является ли это призывом к экстремистским акциям. Но пускай юристы отвечают на этот вопрос». Подобные позиции и идеи носят деструктивный характер, подчеркнул Морозов: «Это действительно деструктивная, небольшая часть, которая работает на разрушение страны, а остальная часть, гораздо большая часть политической системы, – конкурирует внутри себя, но она за страну. И это принципиально важно».

Если комментировать фразу Олега Морозова о том, что безопасность страны – приоритет, который мобилизует и объединяет все политические силы, то следует отметить, что само понятие «безопасность» является многоплановым. Хорошо известно, что существует безопасность военная, продовольственная; безопасность, связанная с территориальной целостностью; безопасность экологическая, связанная с охраной окружающей среды. Существуют проблемы безопасности, связанные с национальными сепаратистскими движениями, нацеленными на разлом федеративного государства.

О какой безопасности в данном случае говорит Морозов – не совсем ясно. Ведь одной из самых мощных тем политического дискурса последнего года является коррупция во всех эшелонах власти. Огромное количество примеров коррупционной деятельности было предъявлено самими правоохранительными органами. Коррупция, связанная с завышением цен на продукцию, которую использует Министерство обороны: разве не подрывает безопасность то обстоятельство, что один и тот же бюджет тратится на закупку меньшего числа вооружений? И разве неизвестны случаи коррупции, которые вскрылись в ходе «дела «Оборонсервиса»? Разве мало примеров коррупционной деятельности губернаторов, мэров, министерств, ведомств? Президент и премьер регулярно говорят о том, что разворовывается до триллиона рублей на госзакупках и госзаказах... Все это означает, что коррупция разрушает безопасность страны в целом и каждого гражданина в отдельности. Так вокруг чего должны сплачиваться политические силы?

И, наконец, самая яркая тема последних месяцев – национальная. Так называемый русский вопрос. Многие эксперты, в том числе «НГ», неоднократно писали о том, что противостояние этнических оргпреступных группировок российским гражданам лежит в основе нарастающего так называемого национализма. Нет национализма банального, бытового, когда русский человек ненавидит, скажем, кавказца. Возникает ситуация, когда русский человек противостоит организованной преступной группировке, состоящей из выходцев с Кавказа. За его спиной не стоят правоохранительные органы, коррумпированные этими криминальными группировками. В этот момент гражданину кажется, что его угнетают по национальному признаку. На самом деле мы наблюдаем коррупционное бездействие правоохранительных органов. Они не интересуются источником и происхождением денег, на которые выходцы из кавказских республик приобретают самые выгодные, самые привлекательные активы во многих регионах РФ. 

Так откуда появились деньги у этих «бизнесменов»? Есть серьезное подозрение, что деньги переходят по трансфертам из федерального Центра в кавказские республики и каким-то образом оказываются у преступных группировок, которые, особенно в условиях слабого развития после кризиса 2008 года, начали скупать лакомые куски российской экономики. Бездействие органов власти на каждой стадии такого бизнеса и порождает главную угрозу государству. Но говорить, что главную угрозу нашей стране представляют «оранжисты» без дифференциации типа безопасности, который подвергается атаке, не совсем конструктивно. 

Настораживает то, что тема коррупции отсутствует в риторике, продемонстрированной вчера на совещании и Олегом Морозовым, и Сергеем Ивановым. Между тем не только среди оппозиционно настроенных сил, но и среди людей, которые мало интересуются политикой, складывается все больший консенсус в том, что коррупция – главная метастаза современной российской жизни. И хотелось бы, чтобы на совещании с руководителями городов прозвучала более внятная позиция власти. Может быть, с озвученными элементами стратегии борьбы с коррупцией. 

Научный взгляд на коррупцию, на ее природу исходит из того, что чем больше государственных функций разрешительного характера сосредоточено в руках бюрократии, тем больше возможностей для коррупционной деятельности существует у взяткодателя и у взяткобрателя. Именно на совещании с руководителями городов хотелось бы услышать, какие же меры по дебюрократизации разрешительных процедур собирается предпринимать центральная власть в лице кремлевской администрации? 

Ядро реформирования системы госуправления сосредоточено на уровне мэров и глав администраций. И то, что на совещании не была озвучена внятная политика Центра в отношении сокращения масштабов и форм государственного вмешательства в экономическую и социальную жизнь регионов, порождает самое большое огорчение. 

Центральный недостаток системы управления в России – бюрократизация. Ее нельзя преодолеть снизу. Природа вертикали власти предполагает функциональную иерархическую зависимость нижестоящих уровней управления от вышестоящих. И децентрализация процессов управления путем передачи принятия решений на уровень, максимально приближенный к людям, по нашему мнению, лежит в основе сближения интересов общества и власти. 

Комментарии экспертов

Игорь Юргенс, руководитель Всероссийского союза страховщиков, экс-глава Института современного развития 

Мне кажется, выступления руководителей президентской администрации – это продолжение приблизительно того, что Путин сказал на Валдае. Возможно, шаг к некоей оттепели, потому что сразу сдать все позиции власть не может. С другой стороны, никогда ответственная внепарламентская оппозиция, я уж не говорю о парламентской (там она вся ручная), не говорила о том, что она готова забыть о национальных интересах, о целостности страны, ее независимости и т.д. Эти понятия по-разному понимаются и трактуются свободомыслящими людьми и людьми с патерналистским мышлением – это другой вопрос, об этом можно спорить. Но есть некая данность нерушимости нашей Конституции. Критику тезиса единой страны, единой нации я не слышал ни от кого из ответственных политиков типа Рыжкова, Пономарева и т.д. Ничего подобного. Наоборот, они выступают против коррупции, за честное отношение к гражданам. Они – большие патриоты, чем те, которые кричат о патриотизме, а сами уводят денежки куда надо.

Николай Петров,  член научного совета Московского центра Карнеги 

Слышать такое от Олега Морозова – взвешенного и умного политика – не очень приятно. Я думаю, что он просто подыгрывает настроениям Путина. Мы видим, как Путин злится по поводу Greenpeace, по поводу действий оппозиции... То, что говорит Морозов, отвечает скорее ожиданиям первого и главного лица, и Морозов демонстрирует полную с ним солидарность – только и всего. Хотя, конечно, деление страны на тех, кто с нами, и тех, кто против нас, в ситуации, когда ни Морозов, ни Путин не являются представителями какой-то одной конкретной партии, а должны представлять всю нацию, деструктивно. Мэры в отличие от губернаторов все-таки люди, часть из которых пришла из оппозиции. И своими заявлениями Кремль призывает их следовать за партией власти, а не играть в свои оппозиционные игры, если они не хотят больших неприятностей. Власти монополизировали право определять содержание понятия  безопасности граждан. Отказываться от дискуссии по проблемам безопасности с участием в ней в том числе и оппозиционных политиков –  неправильно. Говорить о том, что, мол, мы знаем, что такое безопасность, а все, кто с нами не согласен, – враги страны, неправильно.

Владимир Рыжков, сопредседатель РПР–ПАРНАС 

Я тоже не знаю, о ком говорит Олег Морозов, затрагивая тему безопасности и «оранжистов». У РПР–ПАРНАС совершенно четкая позиция – мы против национализма, против разжигания ксенофобии, против националистических погромов. Мы против того, чтобы делить страну. Наоборот, мы говорим о ее укреплении, об укреплении регионов, укреплении местного самоуправления. Мы говорим о децентрализации, потому что, с нашей точки зрения, децентрализация ресурсов и полномочий только укрепит, а не ослабит государство. Видимо, филиппики Морозова обращены к националистам, требующим отделить Северный Кавказ. Но это к нам не имеет никакого отношения. И при чем тут «оранжисты»? Я никогда не видел националистов в рядах «оранжистов». Мне кажется, Морозов просто смешал все в одну кучу, он божий дар с яичницей путает. Говорит о какой-то несистемной оппозиции… Между тем в оппозиции есть совершенно разные силы, с совершенно разными программами и требованиями. Мы добиваемся разговора с властью много лет и сейчас готовы говорить о реформах, о досрочных выборах, об освобождении политзаключенных, о прекращении политических репрессий, о проведении честных свободных выборов. Мы к разговору всегда готовы. Готова ли власть вести такой разговор?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1250
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
785
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1512
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1456

Другие новости