0
24790
Газета Политика Интернет-версия

02.09.2013 00:01:00

Президентский тюнинг Белого дома

Тэги: дальний восток, полпред


дальний восток, полпред Юрий Трутнев получил двойное назначение. Фото ИТАР-ТАСС

Субботняя отставка со всех постов полпреда Дальневосточного круга Виктора Ишаева и назначение на эту должность помощника президента Юрия Трутнева – с одновременным производством последнего в ранг вице-премьера – заставили наблюдателей вернуться к разговорам о роли полномочных представителей главы государства в современной российской политике. Вывод экспертов: Владимир Путин в отношении правительства выбрал тактику постепенного усиления контроля через возвращение туда на руководящие посты людей своей команды. По некоторым данным, нынешнее назначение окажется не последним и затронет не только полпредов, но и губернаторский корпус.
Новость об уходе Виктора Ишаева и назначении на пост полпреда на Дальнем Востоке Юрия Трутнева прозвучала в субботу на фоне, в общем-то, удовлетворительной оценки итогов борьбы местных властей и центральных ведомств со стихией. Владимир Путин остался доволен слаженными действиями армии и МЧС, пообещал выплатить пособия пострадавшим и в своем стиле пообщался с дельфинами местного океанариума.
Отставка вызвала лавину версий – уже и на Урале ждут, что следом за Трутневым пост вице-премьера якобы может получить полномочный представитель главы государства в Уральском федеральном округе Игорь Холманских. «Такие разговоры ходили и в Кремле некоторое время назад», – подтвердил в беседе с «НГ» глава Центра политической информации Алексей Мухин. Напомним, что в 2011 году идею совмещения полпредских должностей с вице-премьерскими отстаивал Дмитрий Козак. Реализация ее застопорилась, доклад о децентрализации власти оказался неактуальным, а институт полпредов продолжал влачить жалкое существование, вызывая нарекания региональных властей, вынужденных содержать солидные аппараты федеральных контролеров. Судя по всему, Путин очень недоволен работой правительства, считает Мухин, и хочет иметь больше рычагов влияния – то есть чиновников двойного назначения, которые являются сотрудниками и президентской администрации, и исполнительной вертикали: «Юрий Трутнев, Александр Хлопонин и, вероятно, Игорь Холманских будут представлять интересы Владимира Путина в команде премьера. Это чиновники двойного назначения – Путин занялся тюнингом правительства».
Кроме того, Виктор Ишаев, считает вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский, изначально оказался в очень конфликтной аппаратной ситуации и в итоге стал ее жертвой: «Инициатива создания Министерства по развитию Дальнего Востока больно ударила по интересам Минрегиона, и все еще продолжается определение функционала нового ведомства. Очевидно, подвинуть интересы других федеральных ведомств Ишаеву не удается – у него слишком слабые для этого аппаратные позиции. То есть Ишаев оказался уязвимым игроком. И, по сути, федеральные элиты легко его съели».
Владимир Путин верен идее стабильности во всем, говорит Туровский. Он считает, что институт полпредов коренным образом меняться не будет, но появился новый нюанс, связанный с желанием полпредов контролировать финансовые потоки: «Так возникают эксперименты с совмещением должностей полпреда и правительственного чиновника. Трутнев все-таки ближе к Путину и плотнее с ним сотрудничает, поэтому в их отношениях не будет такого недопонимания, какое было между Путиным и Ишаевым. Соответственно решения будут приниматься быстрее и проще. И у Трутнева все-таки несколько больший аппаратный вес, чем у Ишаева».
Нынешнее кадровое решение Кремля выглядит прецедентным и в другом отношении. Помимо прочего, оно говорит о том, какое значение Путин придает развитию Дальнего Востока. До субботы у нас только один полпред совмещал две должности – Александр Хлопонин, курирующий северокавказские республики.
    
Таким образом, в известном смысле Дальний Восток приравняли к горячему южному региону. В том числе – в плане усиления контроля над финансовыми потоками, которые поступают в ДВФО. Путин не мог не заметить во время нынешнего визита, что почти все стройки АТЭС спустя год после окончания саммита все еще продолжаются и требуют все новых финансовых вливаний. Многозначительным выглядит замечание Путина на заседании правительства о том, чтобы местные начальники остереглись тратить перечисляемые Центром средства на борьбу с наводнением и выплату компенсаций на другие нужды.
Все эти финансовые сюжеты потребовали более четкого контроля. Как рассказал «НГ» источник на Охотном Ряду, вопрос об отставке Ишаева решен был в Кремле еще месяц назад, и события, связанные с наводнением, с ним действительно напрямую не связаны: «Ишаев оказался неэффективен на посту полпреда. Он умный хозяйственник, но со своими обязанностями справлялся не слишком хорошо. Нарекания были к нему не только со стороны региональных элит, но и со стороны зарубежных партнеров Дальнего Востока: Японии, Южной Кореи и т.д.».
Полпреды в ближайшее время будут обязательно ставить перед президентом кадровые вопросы, считает Алексей Мухин: «Вполне вероятны отставки губернаторов, которые не справляются со своими обязанностями». Новые отставки, считает эксперт, говорят о недовольстве Путина тем, как выполняются его прошлогодние майские указы: «У президента заключен социальный контракт с населением, и ему просто необходимо его выполнить. Затруднения, которые при этом возникают, Путина совершенно не устраивают. Это не в его характере. Путин, внося президентский элемент в исполнительную вертикаль, стимулирует ее, не заменяя целиком». Конечно, можно отправить правительство в отставку, но проблемы это не решит, объясняет Мухин логику Кремля: «Более того, это внесет сильную дезорганизацию в уже начатую работу».
Губернаторский корпус в ожидании перемен. 	Фото с официального сайта президента РФ
Губернаторский корпус в ожидании перемен.
    Фото с официального сайта президента РФ
Член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров сравнивает в беседе с «НГ» назначения Хлопонина и Трутнева: «Когда только вводились полпреды, по статусу они были приравнены к вице-премьерам. То есть вещи, связанные с зарплатой, машинами, обслуживанием и т.д., у них шли по рангу вице-премьера. И Хлопонин был первым примером того, что полпред становится вице-премьером не просто статусно, но и по должности. Тогда казалось, что это вариант двойного подчинения. Потому что Путин тогда был премьером, а Медведев – президентом, и вице-премьерство Хлопонина означало, что он подчиняется Путину, а не только Медведеву». И то, что Трутнев сейчас получает статус вице-премьера, говорит Петров, принципиально ничего не меняет, кроме того, что, скажем, в рамках правительственной комиссии по паводку он может давать поручения министрам. Но вице-премьерский статус Трутнева не означает, что ему будут напрямую подчинены министры, замечает Петров: «Если речь идет о Северном Кавказе, Хлопонин может давать поручения министрам. В случае Дальнего Востока Трутнев будет давать соответствующие поручения, но этим все и будет ограничено».
Нормальный вице-премьер правительства, указывает собеседник «НГ», – это фигура, отвечающая за некий блок вопросов, ему подчиняются министры, и он принимает решение в этом блоке: «А полпреды ничего этого не имеют, кроме возможности общаться с министрами с вице-премьерской позиции. Но только по сюжетам, касающимся их федерального округа».
Заметим, что доверенные путинские министры, которые полтора года назад перешли в администрацию президента, сегодня постепенно выдвигаются на первый план. Можно вспомнить недавнее выдвижение Татьяны Голиковой на пост главы Счетной палаты, а чуть ранее – назначение руководителем Центрального банка Эльвиры Набиуллиной. По мнению Николая Петрова, Путин переходит к новой конфигурации власти: «Раньше можно было считать, что Путин держит бывших министров в резерве, в том числе как возможных дублеров при экстренном создании нового правительства. Теперь мы видим, что он активно выдвигает их на важные посты в государстве. Они уже не фигурируют как правительство № 2 или № 1, непосредственно подчиненное Путину. Они выходят на новые оперативные просторы».
Речь идет о расширении плацдарма Кремля при внешне уважительном отношении к Белому дому. Люди Путина возвращаются на руководящие посты в стране. Именно так можно легко отсрочить на неопределенное время отставку правительства, а губернаторский корпус, который в результате политической реформы получил добро на прямые выборы, держать под контролем освеженного института полпредов.    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
704
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
925
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
757
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
618

Другие новости