0
4304
Газета Политика Интернет-версия

21.08.2013 00:01:00

Кандидаты без лозунгов

Тэги: выборы, москва, мэр, оппозиция, дебаты


выборы, москва, мэр, оппозиция, дебаты Дебаты оппозиционеров лишены огонька. Фото ИТАР-ТАСС

Столичная избирательная кампания развивается несколько виртуальным образом. Сражаются между собой – не за победу, которая предрешена, а за второе рейтинговое место – конкуренты Сергея Собянина. Каждый предлагает собственную программу преобразований в городе по самым разным направлениям. «НГ» попыталась выяснить, какой лозунг соперники градоначальника захотели бы сделать главным и единственным.   Этот классический вопрос поставил в тупик кандидатов, а в некоторых случаях его и задать-то оказалось непросто.
С одной стороны, кандидаты послушно собираются на дебаты, которые в отсутствие главного из них – врио мэра Сергея Собянина – не имеют положенного им по жанру драйва и основательности. Конкурс обещалок не может убедить избирателя поверить в «прекрасное далеко». По сути, сегодня каждый претендент, кроме действующего главы города, связанного реальной ответственностью, может сулить горожанам светлое будущее в неограниченном количестве. Тем не менее соревнование продолжается, и среди недовольных переносом дебатов в утренний эфир канала «Доверие» зреет бунт. Вчера кандидат от КПРФ Иван Мельников предложил другим участникам гонки подписать обращение к гендиректору телеканала «ТВ Центр» Юлии Быстрицкой с просьбой организовать дебаты в прямом эфире в вечернее время.
Поможет ли такой перенос привлечь внимание избирателей к выборам? Надежды на то, что москвичи, увлеченные дебатами, бросятся изучать предвыборные программы кандидатов, нет никакой. В атмосфере скуки и толчения воды в ступе логично было бы каждому претенденту предложить людям собственный выстраданный слоган, живую цель, и бить в одну точку в течение всей кампании.
   
Как выяснила «НГ», такой единственной цели пока нет ни у кого, кроме самого Собянина, который еще полтора месяца назад обозначил лозунг своей кампании: «Главное – Москва!» Более того, даже вопрос о единственном приоритете корреспонденту «НГ» не удалось задать большинству претендентов, которые, казалось бы, должны быть заинтересованы в максимальном тиражировании своих взглядов на будущее столицы.
Единственным кандидатом, который оказался доступен и действовал в этом смысле в полном соответствии с правилами игры, оказался лидер «Яблока» Сергей Митрохин. «НГ» поинтересовалась: какой лозунг он выбрал бы в качестве единственного среди 15, размещенных в виде пиктограмм на партийном сайте? Митрохин не затруднился с ответом: «Я верну Москву москвичам» – это и есть мой главный лозунг». Не кажется ли лидеру «Яблока» подобный слоган слишком абстрактным? Ведь для того, чтобы граждане поняли, о чем идет речь, собеседнику «НГ» потребовалось рассказать о множестве неполадок в городском хозяйстве и расшифровать, по сути, все 15 пунктов программы. «Лозунг предельно конкретный, – уверен Митрохин. – Вы поезжайте на станцию «Строгино», где строят транспортный перевалочный узел под окнами у людей. У них отобрали сквер…» Не кажется ли  Митрохину его лозунг слишком абстракным? «Вы прямо читаете мои агитационные материалы – там я подробно рассказываю, что имею в виду», – ответил собеседник «НГ».
По сравнению с Митрохиным кандидат от ЛДПР Михаил Дегтярев имеет более узкий перечень целей: «Порядок, комфорт, достаток». Однако и здесь мы видим высокую степень абстракции, требующую разъяснений и ссылок на программу. На вопрос «НГ» о главном лозунге кампании Михаил Дегтярев (через своего пресс-секретаря) ответил, видимо, посоветовавшись со старшими товарищами: «Омоложение, обновление и оздоровление власти». И сослался на последнее решение партийного съезда.
Остальные кандидаты от общения с «НГ» мягко уклонились. Глава предвыборного штаба Алексея Навального Леонид Волков сообщил, что он отвечает только за ход кампании, а по политическим вопросам посоветовал обратиться к пресс-секретарю Навального Анне Ведуте. Ведута пообещала задать шефу вопрос «НГ», но до конца рабочего дня ответа от нее не поступило. Та же история произошла со «Справедливой Россией»: кандидат Николай Левичев оказался недоступен – то есть не стал отвечать на вопрос о главном лозунге. Ведь нельзя принимать за таковой слоган баннера, с которого на проезжающие машины смотрят внимательные и строгие глаза претендента поверх надписи: «Николай Левичев справедливый мэр». Хотелось расспросить, почему в качестве важного посыла электорату избрана фраза, которая выглядит скорее ошибочным утверждением, чем обещанием.
Самым зашифрованным оказался кандидат от КПРФ Иван Мельников. На сайте партии ссылок на его избирательный штаб не оказалось. Висели только отчеты о встречах с избирателями и ссылки на пресс-конференции. Так что выяснить, что считает главным в своей программе представитель коммунистов, не удалось. А жаль: неясно, что считает для себя самым важным заместитель Геннадия Зюганова – борьбу со столичной хордой или незаконную миграцию?
Почти все кандидаты – соперники Собянина – ведут себя странно: вместо круглосуточной охоты за возможностью донести свои взгляды до избирателей они заперлись в башнях из слоновой кости, выбираясь оттуда на плановые мероприятия и обложив себя с флангов бдительными пресс-секретарями. Через головы которых сыплются обещания, ультиматумы и разоблачения.
«Соревнованием статистов» назвал столичную кампанию заместитель директора Левада-Центра Алексей Гражданкин: «С одной стороны, кандидатам трудно опираться на какую-то одну аудиторию. С другой – сам характер гонки не позволяет обострить ситуацию. Кампания происходит в одном городе, где каких-то решительных перемен никто не предполагает. Например, перевернуть ситуацию с ног на голову, выведя Москву из состава Российской Федерации…» К тому же, говорит эксперт, россияне привыкли оценивать власть и ее соперников по реальным шагам, а не по программам и обещаниям. У оппонентов власти не было возможности проявить себя в городском хозяйстве, напоминает Гражданкин: «Тот ход, который предпринял Собянин, является выигрышным для мэра и убийственным для его оппонентов. Они превращаются в бесправных, не наполненных смыслом соискателей мэрского кресла, поскольку никакой возможности поучаствовать в работе городского хозяйства у них не было».
Вялость избирательной кампании, считает собеседник «НГ», объясняется еще и тем, что противники Собянина и не ожидают, что выиграют: «За исключением Навального, который пытается доказать себе, что способен повести за собой значительную часть электората, остальные довольствуются ролью статистов в этом спектакле. Политики, вероятно, могли бы быть и более активными, но всех удручает мысль о том, что даже добиться второго тура для них невозможно».   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
462
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2175
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1414
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1051

Другие новости