Николай Левичев разоблачает конкурента. Фото РИА Новости
Силовики на протяжении вчерашних суток несколько раз меняли показания. Сначала штурм квартиры объясняли якобы идущим из окна дымом, затем появились сообщения о том, что в квартире искали взрывное устройство.
При этом дверь ломали с письменного согласия хозяйки квартиры, утверждали вчера в пресс-службе московской полиции, – правда, ранее женщина, напротив, собиралась подавать на полицейских в суд. Вместо бомбы нашли «листовки и наклейки без выходных данных», которые, как заявил в ночь на среду руководитель штаба Навального Леонид Волков, непосредственно к штабу не имеют отношения. Он подчеркнул, что агитация является личной инициативой активистов.
Во МГИКе, куда эсэры, с чьей подачи и начался штурм, вчера подали официальную жалобу, Навального пристыдили. «Тиражи изъятых материалов превышают официально заявленные, – сказал председатель горизбиркома Валентин Горбунов. – Вместе с незаконными материалами обнаружены и те, что оплачены из средств избирательного фонда, что выглядит очень странным на фоне заявлений Навального о том, что он не имеет отношения к листовкам». Необходимые меры будут предприняты МГИКом в течение пяти дней, уточнили в комиссии.
Задержанные на квартире активисты, называющие себя «братьями Навального», Василий Дровецкий, Роман Переверзев, Олег Козловский и Кирилл Андреев, провели ночь в ОВД, а днем были доставлены в суд. На момент сдачи номера решение судьи было неизвестно, обвинения в неповиновении полиции грозили им 15 сутками ареста.
Представители «Справедливой России», инициировавшей взлом «подозрительной квартиры» силами полиции, заявили, что боролись за «чистоту выборов». В такой трактовке событий усомнился даже лидер ЛДПР Владимир Жириновский, назвавший поступок Левичева провокацией: «Какое право он имел вторгаться в чужие помещения?»
Руководитель штаба СР Руслан Татаринов, которого журналист Павел Никулин обвинил в избиении, в беседе с «НГ» утверждает, что информация о «подпольном штабе» поступила на горячую линию партии. Факт избиения журналиста Татаринов опроверг, обвинив последнего в провокации. Николай Левичев заявил, что отсутствие у полицейских ордера на вход его не смутило: «Это не жилище! Это был штаб... Бедная старушка, которая сдала эту квартиру, знать не знала, что они там творить будут...»
Действия полиции опрошенные «НГ» юристы называют политически мотивированными, хотя и подчеркивают, что формально те могли войти в жилище без ордера. «Законом предусмотрено, что если, по имеющейся информации, в квартире происходит преступление или приготовление к преступлению, полиция имеет право не дожидаться постановления суда и проникать в жилые помещения, – говорит «НГ» адвокат Николай Полозов. – В действиях полицейских в данном случае прослеживается политический подтекст с целью пиара определенной политической силы, имеются все основания для проверки их действия прокуратурой и другими инстанциями. Произошедшее вчера не имело отношения к пресечению преступления».
«В случае, если будет доказано, что стоимость листовок была более 20 миллионов рублей, активистам грозит уголовная статья», – говорит в беседе с «НГ» председатель Межрегионального объединения избирателей Андрей Бузин. – Если следствие выяснит, что активисты действовали с согласия штаба Навального или его доверенных лиц, а сумма изъятых агитационных листовок, не оплаченных из избирательного фонда, превышает 5% от избирательного фонда, или 10 миллионов рублей, это является основанием для снятия кандидата с регистрации».
По данным СМИ, в квартире было изъято около 2 тонн листовок. Как полагает Бузин, при желании доказать, что их стоимость составляет более 10 млн. руб., не составит никакого труда. В 2004 году под таким предлогом с выборов был снят мэр Норильска, напоминает эксперт: «В подобных случаях любая подконтрольная властям типография предоставляет прайс-лист, согласно которому листовка стоит тысячу рублей, и на основании этого суд проводит оценку изъятых материалов».
Член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров в беседе с «НГ» подчеркивает, что о намерении властей снять с выборов Навального свидетельствует максимальная жесткость силовиков. Петров видит в происходящем два мотива: «Во-первых, демонстрация того, что все одним миром мазаны, и избиратель должен принимать решение исходя не из того, что одни – коррумпированные, а другие нет, а из того, что одни опытные, а вот другие еще зеленые в этих вопросах. Во-вторых, это морально-психологическая подготовка к возможному снятию с выборов Навального и его возможной посадки либо до выборов, либо сразу после. Никто, мол, переживать особо не будет – слишком много нарушений зафиксировано». Петров подчеркивает, что вчерашние события – своеобразный прицел на перспективу: пора, мол, Навальному остаться в своей нише и не пытаться расширять электоральную базу.
Эксперты считают, что меньше всего скандал был выгоден «Справедливой России», в то время как Алексею Навальному он лишь добавит популярности – как жертве доноса. Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин в беседе с «НГ» подчеркивает, что те, кто уже сделал ставку на Навального, не отвернутся от него после истории с «подпольным штабом», да и самого кандидата мнение либерального сообщества не очень интересует: «Ему нужны большие цифры, для этого он трижды в день проводит встречи с москвичами».
«Для Николая Левичева этот скандал явно не в плюс, – заявил «НГ» гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин. – Я думаю, что СР сыграла против себя, желая поднять рейтинг кандидата с нулевого до хоть какого-то». Он убежден, что новый скандал лишь поднимет рейтинг Навального, как и обвинения Генеральной прокуратуры в иностранном финансировании (см. «НГ» от 13.08.13). «Такая атака на аутсорсинговый офис Навального мобилизует ту протестную аудиторию, которая сомневалась, – резюмирует Мухин. – Теперь симпатии на его стороне».