Равшан и Джамшут даже не догадываются, что в 2020 году их отношения с коренным населением станут близни к гармонии. Кадр из фильма «Наша Russia: Яйца судьбы»
Вчера премьер-министр Дмитрий Медведев подписал федеральную целевую программу (ФЦП) под названием «Укрепление единства российской нации». Авторы документа обещают по сходной цене – всего за 4 с половиной миллиарда рублей – к 2020 году существенно повысить степень толерантности в сфере нацотношений. По мнению экспертов, граждане не получат пользы от очередной кампании, наблюдая ежедневно, как само государство нарушает права приезжих.
Составители текста программы поражают смелостью целеполагания и точностью прогнозов. К 2020 году, уверены авторы документа, 65% граждан должны положительно оценивать состояние межнациональных отношений в России, а 85% – толерантно относиться к другим национальностям. Сегодняшняя ситуация в этой области печальна, сетуют просители 4 млрд. 581 млн. и 91 руб.: 39% опрошенных в 2011 году граждан отметили, что межнациональные отношения в России за последние годы стали напряженнее и нетерпимее (стилистика документа - «НГ»), а 49% респондентов «проявили негативное отношение к представителям Северо-Кавказского региона». Разумеется, есть тут и страшилка от Генпрокуратуры: «В январе–сентябре 2012 года было зарегистрировано 572 преступления экстремистской направленности – на 22,2 % больше, чем в аналогичном периоде 2011 года».
Следует вывод: «Таким образом, данные разных социологических служб, а также рост числа преступлений на национальной и религиозной почве, значительное число бытовых преступлений, часто приобретающих характер межэтнических конфликтов из-за неоднозначного освещения в СМИ или сознательной этнизации ситуации одной из конфликтующих сторон, свидетельствуют о необходимости принятия системных мер гуманитарного, информационного, просветительского, государственного и общественного характера».
Авторы текста, подписанного премьером, убеждены, что весь этот кошмар стал результатом отсутствия в государстве «программно-целевого метода решения проблем укрепления гражданского единства, профилактики нетерпимости на национальной и религиозной почве, гармонизации межэтнических отношений, раннего прогнозирования и предупреждения межэтнических конфликтных ситуаций». Следует перечисление ключевых проблем современной России в сфере межэтнических отношений: «Слабое общероссийское гражданское самосознание, сложное социокультурное самочувствие русского народа, этнополитический и религиозно-политический радикализм и экстремизм, рост националистических настроений в среде различных этнических общностей, а также рост числа внешних трудовых мигрантов и их низкая социокультурная адаптация к условиям принимающего общества».
Составители программы добрались до советской власти: «Негативное влияние на межнациональные отношения оказывают некоторые последствия советской национальной политики, такие как репрессии, депортации в отношении отдельных народов, неоднократные изменения административно-территориальных границ».
Авторы программы за 4,5 млрд. руб. намерены победить «размывание традиционных нравственных ценностей народов России, правовой нигилизм и высокий уровень преступности, коррумпированности отдельных представителей власти, попытки политизации этнического и религиозного фактора, в том числе в период избирательных кампаний».
Любопытно было бы встретиться с этими авторами в 2020 году и вместе подсчитать проценты толерантности.
Президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс, ранее возглавлявший Институт современного развития, уверен: «Сам по себе посыл правильный, в свое время ИнСоР предлагал рассмотреть возможность восстановления министерства по делам национальностей, потому что и Манежка, и другие яркие ксенофобские выступления показали, что надо этим делом заниматься. Но заявления насчет 85% толерантности к такому-то году – это дичь».
Нужны не программы по воспитанию толерантности, а законы – о медицинском обслуживании мигрантов, о школах для них, о нормальных условиях существования и контроле за въездом и депортацией, утверждает Юргенс: «К мигрантам нельзя относиться как к париям, потому что в таком случае нельзя и предъявлять к ним требования – например, по изучению русского языка и поведению в обществе. Они должны себя вести по нашим законам – шашлык на балконе не жарить и не резать баранов. А некоторые из них – спустившиеся с гор молодые люди, которых вообще ничему не учили, – они людей режут, как баранов. Всем этим надо заниматься». Это многоаспектный сложный вопрос, подчеркивает собеседник «НГ», и 4 млрд. здесь не хватит: «Но как можно выводить такой процесс на цифры?»
Государство, уверен президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов, в вопросах межнациональных отношений идет по пути наименьшего сопротивления. Оно ориентировано больше на симптомы проблемы, чем на саму болезнь, считает эксперт: «На Кавказе разрушается традиционное общество. Это всегда очень болезненный процесс, который сопровождается ломкой. И нормы, характерные для традиционного общества, там уже не действуют. А светские нормы, характерные для современного массового общества европейского типа, еще не действуют». Внутренние проблемы страны, отмечает Ремизов, усугубляются тем, что пока еще аграрное население Северного Кавказа со специфическим стереотипом поведения в больших количествах приезжает в российские города, «и здесь оказывается в ситуации гетто, в положении нижних слоев пролетариата, разумеется, являясь подпиткой для криминала».
|
Типичное жилье мигрантов. Фото Reuters |
Проблемы, полагает собеседник «НГ», носят серьезный структурный характер, и их решают путем применения разных политических механизмов, – начиная от жесткого, – полицейского, и заканчивая мягкой силой, «которая должна восприниматься не как пропаганда, а как политика культурной интеграции».
Однако индикатором снижения остроты проблемы, уверен Ремизов, является вовсе не оценка населением – в процентах – уровня собственной терпимости к мигрантам: «Индикатором здесь может быть доля преступности среди приезжих, наличие или отсутствие клановых или этнических структур, их специфическая роль в экономике». Кроме того, для отслеживания проблемы нужен более сложный статистический аппарат, чем соцопросы, уверен эксперт: «Если бюрократии необходимо улучшить статистику, вопросы социологов могут быть составлены тенденциозно. Появится гарантированно реализованная ФЦП, и получится приемлемый результат. К сожалению, путь наименьшего сопротивления в этом вопросе оказывается очень привлекательным и соблазнительным для государственной бюрократии».
Первый зампред комитета Госдумы по экономической политике Михаил Емельянов сказал «НГ», что такого рода ФЦП – «пустая трата денег». Депутат из «Справедливой России» отметил: «Одно дело, когда через ФЦП происходят вложения в развитие какого региона или отрасли, когда деньги идут на создание чего-то материального». Ощущение же себя гражданами одной страны, уважение к другим народам, по его словам, «это интегральный показатель, который достигается развитием всего общества». Он уверен, что толерантное отношение людей друг к другу «невозможно построить как какой-нибудь мост». Емельянов считает, что утвержденная вчера ФЦП из тех «бюджетных закутков», где можно, спрятавшись, спокойно списывать средства на виртуальные мероприятия типа семинаров, конференций и фестивалей. То есть распиливать.
Что же касается уважительного отношения россиян к людям другой национальности, то тут проблема, по мнению Емельянова, в следующем: «Когда наши граждане видят, что к приезжим относятся как к рабам и бизнес, и государство, они зачастую поступают так же».
Напомним, что Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, полностью запретила любого рода дискриминацию и неравенство людей. Ее статья 7 прямо указывает: «Все люди равны перед законом и имеют право без всякого различия на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации».