Участники протестной акции на Манежной площади 6 мая прошлого года тоже не остались без внимания следователей «болотного дела». Фото Ридус
В уголовном деле о беспорядках 6 мая прошлого года может появиться новый эпизод. По данным «НГ», следователи проверяют оппозиционеров, задержанных в тот день на Манежной площади, которые «отвлекали силы полиции» от других протестующих. В распоряжении «НГ» оказался список оппозиционеров, отработка и возможный арест которых готовится в августе.В ближайшее время «болотное дело» может прирасти еще одним эпизодом, рассказали «НГ» источники, близкие к следствию. Со ссылкой на материалы дела они утверждают, что в СК заинтересовались оппозиционерами, которые 6 мая были задержаны не на Болотной, а на Манежной площади. В распоряжении источника «НГ» оказался список людей, которых следствие будет «отрабатывать в августе».
В нем почти все оппозиционеры, которые 6 мая 2012 года были доставлены в столичные ОВД «Аэропорт» и «Войковское» прямиком с Манежной площади. Не исключены и новые аресты.
По данным источника, следственная группа по делу увеличена с шести до 18 человек и разрабатывает версию о том, что акция на Манежной площади якобы была частью целенаправленной стратегии по рассеиванию сил полиции при массовых беспорядках. «Первые аресты намечены на август, в числе кандидатов шесть человек, потом их число планируется увеличить до 12, – говорит собеседник «НГ». – Отрабатывать будут всех, кого доставили в эти ОВД и кого потом допрашивали некие оперативники в штатском». Оппозиционеры утверждают, что со многими из них беседовали представители то ли центра по борьбе с экстремизмом при МВД, то ли сотрудники ФСБ, которые якобы уже тогда угрожали, что «все будут сидеть».
По данным собеседника «НГ», первым в списке значится известный журналист Аркадий Бабченко. Его деятельность активно освещалась в российских СМИ во время последних событий в Турции, когда Бабченко был задержан и депортирован из страны. Также в списке, как утверждает источник, оппозиционные активисты Надежда Низовкина, Татьяна Стецура, Юлия Казакова, Игорь Мандаринов и, по некоторым данным, активист ФАР Вадим Коровин.
В беседе с «НГ» активисты подтвердили, что к ним поступила информация об ускорении следствия и даже возможном аресте, и они воспринимают происходящее предельно серьезно. «Никаких беспорядков на Манежной площади не было, – рассказал «НГ» Аркадий Бабченко. – Вскоре после того, как там стал собираться народ, приехали «космонавты» и начали заталкивать людей в автозаки. Я попал под замес одним из первых». Отметим, что кадры с задержанием Бабченко есть в Сети – на видео отчетливо видно, что полицейские бьют его перед посадкой в автозак. Журналист рассказывает, что сразу после освобождения официально зафиксировал побои в травмпункте.
Игорь Мандаринов и Юлия Казакова в беседе с «НГ» также подтвердили, что были задержаны 6 мая 2012 года на Манежной площади. «Там даже и акции толком не было, меня уже на подходе к Манежной затащили в автозак без объяснения причин», – говорит Казакова. Всех задержанных в тот день на Манежке обвинили в «нарушении установленного порядка проведения публичного мероприятия (ст. 20. 2 КоАП. – «НГ»)».
Напомним, что в канун 6 мая 2012 года ряд оппозиционеров, в числе которых московский муниципальный депутат района «Зюзино» Наталья Чернышева, подали заявку на проведение акции протеста также на Манежной площади столицы, куда в итоге пришли несколько сотен человек. Формально власти отказали в проведении мероприятия, однако не уложились в положенный по закону трехдневный срок, а потому активисты считали мероприятие согласованным. «Мэрия думает, что отказала нам, мы думаем, что акция была согласована, в этих тонкостях мог бы разобраться только независимый суд», – говорит в беседе с «НГ» другой организатор акции – Марк Гальперин. Он убежден, что если следствию дана вышестоящими лицами разнарядка – посадить, доказательства невиновности не понадобятся.
Вероятность нового раунда преследований оппозиции подтвердила в беседе с «НГ» адвокат Сергея Удальцова Виолетта Волкова: «Я не исключаю, что этот эпизод уже открыт. Следствию нужно сочинять дела, чтобы доказать, что были все-таки беспорядки». Волкова подчеркивает, что «массовки» для обвинения в беспорядках следователям нужно как можно больше: «Круг организаторов, в который попали Удальцов с Развозжаевым, очерчен, а к несчастным, отобранным по случайному принципу фигурантам, которых сейчас судят, добавят независимых активистов. По моим данным, одним из них может стать Вадим Коровин».
Источники, близкие к Следственному комитету, говорят, что и сами следователи не в восторге от происходящего – нет ни желания, ни стимула расследовать дело о якобы имевших место беспорядках: «Они понимают – как бы ни трудились, в суде будут выглядеть глупо, поскольку дело политическое. Его растягивают, как могут, чтобы нарыть хоть что-то, особенно на недавно задержанных».
Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов в беседе с «НГ» подчеркивает, что властям было бы гораздо выгоднее спустить «болотное дело» на тормозах: «Протесты находятся не на подъеме, и сейчас нет необходимости дискредитировать оппозицию. Дело о беспорядках, напротив, придает тонус протестной активности, хотя и не вызывает волнений в широких массах общества». Однако здравый смысл в данном случае не играет роли «первой скрипки», убежден эксперт: «Судебный процесс, который, по всей видимости, завершится обвинительным приговором, имеет свою инерцию. За все это время следствие «наработало» материал, который и позволяет им открывать новые уголовные дела. Да и показания отдельных фигурантов дела висят дамокловым мечом над остальными участниками оппозиционного политического поля».