Представитель президента в Госдуме Гарри Минх признал ограниченный характер амнистии. Фото РИА Новости
Вчера Госдума большинством в 298 голосов одобрила постановление об объявлении амнистии. Она проводится по 26 составам преступления, которые в Уголовном кодексе проходят под условным названием «предпринимательские».
Но не просто так, а если формально подпадающий под амнистию человек удовлетворяет нескольким обязательным условиям. Самое главное, что он обязан представить конкретные доказательства проведенной им компенсации ущерба и убытка, которые были нанесены его преступными действиями. А еще он не должен быть рецидивистом и отбывать срок по совокупности статей УК РФ, среди которых есть не только предпринимательские. Именно такие условия прописал в документе Владимир Путин. Депутаты в этом с ним согласились, но поправить список статей все-таки решились. По предложению «Единой России» был исключен один состав – часть 2 статьи 172, связанный с незаконной банковской деятельностью. Впрочем, скорее всего это была не столько депутатская смелость, сколько пришедшая задним числом мысль президентских юристов.
Как известно, амнистии подлежат не только те, кто уже сидит, но и подследственные, подозреваемые, наказанные условно, досрочно освобожденные, присужденные к иным наказаниям и живущие с еще не снятой судимостью.
Официальный представитель президента в Госдуме Гарри Минх представил вчера примерное количество амнистируемых по каждой из наиболее крупных категорий. «По линии МВД – речь идет о дознании и предварительном расследовании – подлежат прекращению потенциально 1299 уголовных дел, из них 985 в производстве, 314 приостановлено. Число подозреваемых, которые могут быть освобождены, – 1280 человек», – сообщил он, подчеркнув, что из них только 22 находятся до суда под стражей.
А Федеральная служба исполнения наказаний по своей линии рапортует о 180 сидельцах в зонах, 160 – в СИЗО и о 1350 бывших осужденных, которые находятся на учете в уголовно-исполнительных инспекциях. «Сложите эти цифры, и получится предельное потенциальное число», – посоветовал всем Минх.
После сложения получается, что амнистия распространится примерно на 3 тыс. человек. Любопытно, что перед вчерашним заседанием председатель комитета ГД по законодательству Павел Крашенинников по-прежнему говорил о 10 тыс. амнистируемых.
Напомним, что уполномоченный по делам предпринимателей Борис Титов ранее планировал, что амнистия коснется если и не сотен, то десятков тысяч бизнесменов. Потом, правда, он стал говорить о нескольких тысячах. Действительность оказалась гораздо суровей. Что был вынужден признать и представитель президента на Охотном Ряду. Минх, в частности, согласился, что амнистия имеет «ограниченный характер», но вместе с тем призвал понять, что «это реальный шаг по направлению к тем проблемам, которые существуют в бизнес-сообществе».
В первом чтении за проект постановления проголосовали 295 депутатов, после чего было решено отложить вопрос до вечера, чтобы посмотреть, нужно ли там что-то поправить.
Стоит отметить, кстати, что фракции КПРФ и ЛДПР заявили: такую амнистию они поддерживать не станут. У коммунистов и либерал-демократов были и политические, и правовые претензии к документу. Например, лидер ЛДПР Владимир Жириновский повторил, что пока в нем есть статьи 159.2 и 159.4 УК РФ, то есть мошеннические составы, его партия такой инициативы не поддержит. Соответствующие поправки он представил, но большинство ГД их отвергло. Не согласилось оно и с предложениями эсэров и коммунистов.