Виктор Иванов считает, что лечение наркоманов в его ведомстве окажется более успешным. Фото PhotoXPress.ru
В пятницу на заседании Государственного антинаркотического комитета будет представлена новая программа по реабилитации наркоманов. Согласно которой Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) будет отвечать за создание сети реабилитационных центров. В Совете по правам человека (СПЧ) сочли неправильной передачу силовикам функций Минздрава и на этой неделе представят руководству страны антикоррупционную экспертизу документа. В то же время, по данным Левада-Центра, почти 80% россиян выступают за принудительное лечение наркоманов.Сегодня в России отмечают Всемирный день борьбы с наркоманией. На этой неделе стало известно, что руководство ФСКН намерено внедрить в стране «межведомственную программу по реабилитации потребителей наркотических средств», заявленной целью которой будет создание Ассоциации реабилитационных центров. Вступление в нее будет стоить 100 тыс. руб., сертифицирование – еще от 100 до 200 тыс. Однако в ведомстве успокаивают: «Принять участие в реализации такой программы смогут не только государственные, но и общественные организации, занимающиеся данной проблематикой». По мнению главы ФСКН Виктора Иванова, программа позволит реабилитировать по 150 тыс. наркоманов в год.
У экспертов и правозащитников другое мнение. По их утверждению, фактически антинаркотическому ведомству будут присвоены гражданские функции по лечению наркоманов, поскольку из 33 основных мероприятий в рамках программы лишь четыре будут в ответственности Минздрава. Начальный бюджет программы составит 180 млрд. руб.
Член Совета по правам человека, глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов в беседе с «НГ» подчеркнул, что сейчас ФСКН не выполняет своих прямых задач, таких как борьба с наркотрафиком: «Трафик героина из Афганистана не перекрыт, Россия завалена синтетическими наркотиками из Китая – так называемыми солями, спайсом. Зачем вводить избыточные функции, если основные еще не выполнены?» Он утверждает, что одновременно с презентацией ведомством программы члены СПЧ представят президенту, правительству и Госдуме независимую антикоррупционную экспертизу документа. Как выяснила «НГ», эксперты усмотрели в нем множество потенциальных коррупционных составляющих.
Учитывая, что распределением средств в рамках программы будет заниматься ФСКН, может наблюдаться некая коммерциализация процесса лечения наркозависимых, говорит Кабанов: «По какому принципу там будут определять, кому дать деньги, а кому не давать?» В связи с появлением единой сети реабилитационных центров появится угроза создания единой базы данных наркоманов и невозможности анонимного лечения. «В условиях нашей страны удаление из такой базы данных также будет возможно лишь за деньги, – развивает мысль Кирилл Кабанов. – Ведомство, которое должно бороться с наркотиками, по факту будет заниматься лечением наркоманов и распределять на это средства. Нигде в мире такой практики нет».
В Совете по правам человека убеждены, что в стране, где наркология финансируется региональными бюджетами по остаточному принципу, выбрасывать деньги на подобный проект – преступление. «Если действующие сейчас центры не будут сертифицированы, автоматически появится черный рынок услуг по антинаркотическому лечению», – резюмирует Кабанов.
По некоторым данным, ключевым пунктом разработанной ФСКН программы будет принудительное лечение наркозависимых. Однако без изменения федерального законодательства сделать это невозможно. Россияне готовы к такому изменению. По данным свежего опроса Левада-Центра, 75% опрошенных положительно относятся к принудительному лечению наркозависимых. Почти столько же (73%) убеждены в необходимости ввести обязательное тестирование на наркотики для школьников, студентов вузов и при приеме на работу.
Отметим, что в стране действует большое количество независимых от государства антинаркотических центров, однако они зачастую не только не получают финансовой помощи от государства, но и подвергаются прессингу со стороны правоохранительных органов. Поскольку вынуждены действовать вразрез с законом и принудительно удерживать наркоманов во время ломки, после чего те обвиняют врачей в похищении. Экс-глава нижнетагильского отделения фонда «Город без наркотиков» Егор Бычков, который был подвергнут судебному преследованию за лечение наркоманов, в беседе с «НГ» пояснил, что пока не примут закон о принудительном лечении, эффекта все равно не будет, кто бы ни занимался этой проблемой – ФСКН или Минздрав: «В Свердловской области работают государственные центры, но они не вылечили ни одного наркомана».
В Москве и Петербурге также можно по пальцам пересчитать госучреждения, занимающиеся лечением наркозависимых. В столице это наркологическая больница № 17, в Питере – Государственная наркологическая больница (ГНБ) на 500 коек. Медики утверждают, что в таких учреждениях всегда есть свободные места. «К нам поступают больные в тяжелом состоянии. Но если после оказания экстренной помощи больной пишет отказ от лечения, нам приходится его отпускать», – рассказал информагентству «Росбалт» заведующий отделением неотложной наркологической помощи ГНБ Петербурга Денис Милютин.