Судебная система Украины продолжает рассмотрение жалобы на отказ в предоставлении полит-убежища российскому оппозиционеру Михаилу Маглову.
Сейчас ведомство рассматривает аналогичное обращение антифашиста Филиппа Гальцова. Ранее миграционная служба Украины официально отказала в убежище и другим российским политэмигрантам – активистам Дженни Курпен и Алексею Девяткину. Все эти оппозиционеры покинули страну после того, как в отношении них начались следственные действия. В России активистов, по их словам, вызывали на допросы в рамках «болотного дела», полицейские и следователи якобы угрожали им и их родственникам посадками. В Украину оппозиционеры уехали из-за отсутствия загранпаспортов – впоследствии все они пожалели о таком выборе.
К заявлению в МСУ, поданном еще в прошлом году, россияне были вынуждены приложить свои российские паспорта, получив взамен этого некую «довидку» (справку. – «НГ»). Они жалуются, что нигде, кроме самой миграционной службы, документ не котируется, а потому россияне лишены возможности устроиться на работу, получить денежные переводы от близких, а также купить билет на поезд или самолет. Активисты подчеркивают, что вместо помощи украинские власти выдавливают их из легального политического поля. Михаил Маглов в беседе с «НГ» заявил, что считает отказ Украины в предоставлении убежища политически мотивированным, поэтому активисты будут обжаловать его во всех вышестоящих инстанциях: «Представители МСУ даже и не думали разбираться в ситуации, вынесли некое заключение, на основании которого нам и было отказано». По словам Маглова, с 2007 года в Украине не было вынесено ни одного положительного решения о политубежище гражданам России. Однако в Украине Маглов, успевший приобрести даже ярко выраженный местный акцент, все равно чувствует себя более спокойно, чем на родине: «Здесь я хотя бы на свободе, да и гражданское общество, по моим ощущениям, тут более развито – полстраны смотрит на Запад».
Просьбы российских политэмигрантов о политубежище сейчас рассматриваются в украинском представительстве Верховного комиссариата ООН по делам беженцев. Бесплатную юридическую помощь попавшим в сложную ситуацию россиянам оказывают юристы Ассоциации помощи беженцам ХИАС (Hebrew Immigrant Aid Sociaty). Оппозиция эмигрирует не только в Украину, но и в европейские страны, а также в США. Многие случаи стали достоянием гласности, но не все, утверждают эксперты и риелторы по продаже жилья. Недавно политубежище в Испании с легкостью получил ЛГБТ-активист Алексей Киселев. В Эстонию уехала и известная активистка «Солидарности» Анастасия Рыбаченко. В беседе с «НГ» она подчеркнула, что хочет вернуться на родину после обучения: «Хотелось бы в России учиться, но если я вернусь, меня просто посадят...»
Эксперты советуют активистам уезжать из Украины – они уверены, что при Викторе Януковиче российской оппозиции там делать нечего. «После того как украинские власти с легкостью сдали российским силовикам Леонида Развозжаева, ничего хорошего от них ждать не приходится», – убежден председатель правления Центра политических технологий Борис Макаренко. Он полагает, что власти попытаются в ситуации с россиянами угодить «и нашим, и вашим» – не раздражать ни Европу, ни Россию: «Не хочу никому подсказывать, но думаю, что украинские пограничники могут не заметить, если россияне вдруг пересекут украинскую границу и уедут подальше – мол, недосмотрели, бывает…» Если оппозиционеры останутся на территории Украины, местные власти могут способствовать их депортации, особенно если активизируются российские следователи. Согласно международным конвенциям, депортировать людей в страну, откуда они сбежали, нельзя, однако и Украина, и Белоруссия не раз закрывали глаза на подобные вещи, что стало причиной многочисленных жалоб недовольных в Европейский суд по правам человека.