Сегодня у нас есть все основания говорить о реальных успехах российской внешней политики на пути налаживания в практическом плане партнерства цивилизаций на базе равноправного диалога, продвижения взаимовыгодного сотрудничества и взаимодействия в разрешении сложнейших международных проблем, улаживании конфликтов и предотвращении перерастания их в открытые столкновения.
Это проявляется в самых различных сферах, но, пожалуй, основополагающими являются прежде всего три главные составляющие этого набирающего силу процесса.
Во-первых, инициатива Российской Федерации от 2006 года о создании БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка), что явилось одним из наиболее значимых геополитических событий начала нового столетия. Это мирового масштаба объединение за короткое время стало весомым фактором в мировой политике.
Участие в БРИКС, представляющей собой новую модель глобальных отношений, введено в статус приоритета внешней политики России. Это констатируется в утвержденной президентом РФ Владимиром Путиным в феврале с.г. концепции участия РФ в объединении БРИКС, в которой разъясняется, что «становление этого альянса отражает объективную тенденцию мирового развития к формированию полицентричной системы международных отношений и усиление экономической независимости государств».
Руководство РФ подчеркивает решимость неустанно работать в интересах «коллективного лидерства ведущих государств мира», которое должно быть представительным в географическом и цивилизационном отношениях. Разумеется, для обеспечения успеха такой работы необходимы общее признание правил игры, опора на верховенство права не только во внутригосударственных, но и в международных делах. Эта тенденция нашла свое отражение в решениях завершившегося в конце марта с.г. в ЮАР очередного пятого ежегодного саммита БРИКС. Например, расширяется комплекс вопросов, по которым государства – члены БРИКС занимают единые или близкие позиции. Так, было подтверждено признание Палестины как государства, высказана поддержка необходимости исключительно мирного завершения конфликта в Сирии на основе Женевского коммюнике от 30 июня 2012 года, заявлено о признании центральной роли в разрешении конфликтов в Африке за самой Африкой, о праве Ирана на мирное использование атомной энергии. Характерно в этой связи, что в оценке ситуации в Мали лидеры стран БРИКС поддержали только действия Африканского союза и ЭКОВАС.
Исключительно важной инициативой стало одобрение идеи создания Антикризисного фонда в размере 100 млрд. долл., а также формирование Делового совета БРИКС и банка. Работа в этом направлении будет продолжена, в частности, на запланированном внеочередном саммите БРИКС в сентябре 2013 года в Санкт-Петербурге.
Неудивительно, что на форуме особое внимание привлекли идеи президента Владимира Путина о необходимости трансформации БРИКС из диалогового форума и инструмента координации позиций по ограниченному кругу проблем в полноформатный механизм стратегического и текущего взаимодействия по ключевым вопросам мировой политики и экономики. Эти идеи ценны тем, что нацелены как на оперативное решение горящих современных проблем, так и на урегулирование долгосрочных стратегических вопросов.
Страны БРИКС представляют различные цивилизации. Пока в этом объединении нет государств исламского Востока, однако заявку на участие в объединении сделал президент Египта Мухаммед Мурси. Известно, что заинтересованность во вступлении в БРИКС высказали лидеры Турции и Индонезии, то есть на повестку дня выходит перспектива воплощения идеи партнерства цивилизаций во всеобъемлющем всеохватывающем нынешнее мировое пространство масштабе. В интерпретации китайских политологов речь идет о строительстве «нового неамериканского мира».
Во-вторых, линия на сотрудничество различных цивилизаций практически реализуется в проекте Владимира Путина о создании Евразийского союза: важно при этом, что интерес к нему проявляет все большее количество государств, и не только из республик бывшего Советского Союза.
И, в-третьих, 2012 год стал своеобразным знаковым рубежом: трижды примененное Россией и Китаем вето в Совете Безопасности в противодействии попыткам Запада начать вооруженную интервенцию в Сирии (по образцу вмешательства в Ливии) фактически подвело формальную черту под существованием однополярного мира и переходу к многополярности.
Как бы ни завершился кризис в Сирии, события вокруг этой страны свидетельствуют о радикальных сдвигах в соотношении сил между основными цивилизациями.
Россия и Китай, как и другие государства БРИКС, исходят из того, что во втором десятилетии ХХI века национальные, религиозные, этнические проблемы не могут решаться с помощью силы. Единственным способом урегулирования конфликтов должны стать мирные способы, диалог, достижение компромиссов между государствами, представляющими различные культуры, хотя, по общему признанию, это очень сложное дело, требующее доброй воли, политической зрелости, понимания ответственности перед человечеством, огромных непрерывных усилий и значительного времени.
На пути к реальному партнерству цивилизаций много препятствий и проблем: существуют разногласия и между самими государствами БРИКС по некоторым вопросам. Кроме того, намеренно предпринимаются действия по созданию искусственных трудностей. Например, в доклад Национального совета по разведке США с прогнозом развития мира до 2025 года включен специальный раздел «Раскол БРИКС».
И все же главная тенденция современных международных отношений, направленная на объединение усилий по разрешению имеющихся конфликтов политическим путем и предотвращения новых кризисов на базе международного права, уверенно пробивает себе дорогу. И в этой связи повышается роль России, которая, как отмечал С.В. Лавров, «в соответствии со своей традицией продолжает играть роль уравновешивающего фактора в международных делах, востребованность которой подтверждается большинством наших партнеров». Речь идет о том, чтобы на деле, а не на словах преодолеть индивидуальный или групповой эгоизм и осознать всеобщую ответственность за судьбы человеческой цивилизации.