Правоохранителям не удалось предотвратить межнациональный конфликт в поселке Сагра. Фото РИА Новости
Идеи, обозначенные в предвыборной статье Владимира Путина в «НГ» (см. номер от 23.01.12) «Россия: национальный вопрос», получили развитие и организационное оформление. Деятельность губернаторов будут оценивать не только по показателям социально-экономического развития. На сайте Минрегионразвития появился проект постановления правительства, где подробно описываются новые критерии работы глав регионов. Региональные начальники должны по пунктам доказать: на подведомственных им территориях царит межнациональное согласие. Эксперты считают, что документ демонстрирует высокую степень озабоченности власти распространением проявлений межнациональной вражды на российскую глубинку.В пояснительной записке к проекту «О внесении изменений в перечень индивидуальных показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ» содержится ссылка на поручение президента от 19 февраля 2013 года. А также перечислены четыре пункта, по которым должны будут отчитываться губернаторы. Во-первых, глава региона должен установить долю граждан, причисляющих себя к российской нации. Во-вторых, представить данные о количестве жителей, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений в области. А также подсчитать в процентах уровень толерантности местного населения к представителям иных национальностей и религий (третий и четвертый показатели).
По вышеперечисленным данным Центр будет судить об успешности работы губернатора в деле реализации госполитики в области государственно-конфессиональных и межнациональных отношений, говорится в пояснительной записке к проекту постановления. Таким образом, перечень индивидуальных показателей для оценки эффективности деятельности губернаторов, утвержденный в ноябре прошлого года, получил увесистое дополнение. Информацию о положении дел в этой области поручено собирать Минрегиону.
Появление этих критериев свидетельствует о высокой степени озабоченности власти распространением в стране проявлений межнациональной вражды, включая острые криминальные ситуации. Столкновения происходят на бытовой, казалось бы, почве: достаточно вспомнить инцидент в поселке Сагра, где местному населению пришлось отстреливаться – в буквальном смысле слова – от попытавшихся навести свои порядки пришельцев. Все это происходило при попустительстве последним со стороны полиции, что еще больше озлобило граждан. На днях в столичном аэропорту был задержан гражданин, вывозивший с территории одной из республик Северного Кавказа гигантскую сумму денег, предназначенных, помимо прочего, для скупки российских предприятий.
Столкновения на межнациональной почве, как и криминал в этой области, шагнули с территорий по соседству с республиками Северного Кавказа в российскую глубинку, отмечает заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин: «У каждого региона своя специфика, не везде эти явления носят абсолютно универсальный характер. В Центральной России всплески такого рода преступности происходят скорее даже не в крупных городах, например в областных центрах. Наибольшие риски столкновений и криминала существуют именно на уровне районных центров».
В небольших населенных пунктах острее чувствуются диспропорции в межнациональных отношениях. «Если в областной центр приедет 300–400 дополнительных мигрантов, – говорит эксперт, – этого никто не заметит. Кроме разве жителей одного из микрорайонов, и то если приезжие поселятся компактно. А для райцентра с количеством жителей тысяч в 8 или 12 – это уже много. Допустим, начинается какое-то строительство, привозят иностранных рабочих и возникает «конфликт интересов».
Насколько результативным окажется применение новых критериев для оценки деятельности губернаторов? Много ли рычагов для предотвращения острых ситуаций у областного начальства? Запрещать миграцию на своем конкретном участке они не могут – здесь сразу возникает несколько проблем. Во-первых, это противоречит законодательству, отмечает Макаркин. В особенности потому, что многие мигранты являются гражданами России: «Запретить выходцам с Северного Кавказа передвигаться по России – значит, фактически выталкивать их из страны. Другое решение вопроса плодит националистов».
С другой стороны, отмечает Макаркин, хорошо уже то, что власти обращают внимание на эти проблемы: «Долгое время они просто замалчивались. Говорить о них считалось неудобным. Появление новых критериев для губернаторов, возможно, приведет к тому, что они будут внимательней наблюдать за своими подчиненными, за их возможными коррупционными связями. Региональный начальник будет понимать, что если у него в области что-то взорвется, пусть он даже не будет об этом знать, то с него спросят. Как и за конфликты на межнациональной почве. И он уже не сможет свалить вину на нерадивого подчиненного».
Логичной, хоть и бюрократической по своему характеру, назвал инициативу власти вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский: «Ситуация понятна. Эти критерии возникли в результате реализации стратегии национальной политики, которая в прошлом году была подписана Путиным. В процессе исполнения этой стратегии определяются ответственные и сфера их ответственности». Однако, отмечает эксперт, ситуация в этой сфере в последнее время обострилась: «Центру очень важно мониторить происходящее в регионах. Но он и сам несет значительную часть ее за происходящее». Власть пытается реагировать на ситуацию, и это правильно, считает глава Центра политических технологий Игорь Бунин: «Безусловно, губернаторам придется в большей степени учитывать межнациональные проблемы». Опасность ситуации в том, считает эксперт, что «система эта находится в очень серьезном кризисе, и люди ищут козлов отпущения».