Фото Reuters
Интервью муфтия Дамира Мухетдинова радио «Голос России» всколыхнуло как исламскую умму (сообщество) страны, так и многих представителей светского общества. Высокопоставленный представитель исламского духовенства – первый зампредседателя и руководитель аппарата Духовного управления мусульман Европейской части России (ДУМЕР), настоятель Соборной мечети в Нижнем Новгороде и директор Нижегородского исламского института, редактор ряда известных печатных и электронных исламских СМИ – заговорил на темы, ранее считавшиеся табуированными в обществе, но активно обсуждавшиеся в бытовых разговорах.«Станет ли в 2050 году мусульманин президентом России? Вполне возможно – при такой демографии, при такой исламизации общества», – заявил Мухетдинов. Подобные заявления звучат на том же Западе со стороны консерваторов, обеспокоенных миграцией. В 2010 году огромный резонанс в Германии вызвала запись в Twitter исполнительного директора телерадиокомпании «Средненемецкое вещание» Удо Райтера: «День немецкого единства в 2030 году: федеральный президент Мухаммед Мустафа призвал мусульман уважать права немецкого меньшинства». В России риторику, еще недавно бывшую уделом маргиналов, о том, что «власть заселяет страну гастарбайтерами, формируя себе лояльный электорат», в последние годы заимствует и либеральная несистемная оппозиция. Но на официальном уровне – Мухетдинов еще и член Общественной палаты при президенте России – это звучит впервые.
Муфтий пояснил, о чем речь. Во-первых, «проблема государства – когда оно очень пытается заигрывать с мусульманами, разрешая хиджабы, капелланов, строительство (видимо, мечетей. – «НГ») и т.д., оно не понимает или не хочет понимать, что в дальнейшем это приведет к мягкой исламизации общества». Во-вторых, речь о национальном составе нынешней российской уммы. По его словам, ее все больше формируют «приезжающие люди, которые выросли на укорененных исламских традициях с понятиями «мечети» и «махалля», которые разбираются в тонкостях исламского богословия. И все эти люди едут к нам, и все они составляют нашу огромную массу (верующих мусульман. – «НГ»). В то время как татары, башкиры, жители крупных городов уже по большому счету ассимилировались, стали мягкотелыми, воспринимают русскую культуру». «Приезжают люди, которые с трудом говорят по-русски, не совсем воспринимают наши законы и традиции, – продолжил Мухетдинов. – И вот это уже составляет будущее России». По его словам, «чтобы Россия сохранила свой экономический потенциал… необходимо, чтобы каждый год натурализовалось минимум 300 тысяч человек, то есть чтобы узбекам, таджикам и киргизам выдавали российские паспорта». «Если исходить из такой перспективы, то за 10 лет – 3 миллиона (новых граждан. - «НГ»), – говорит муфтий, – и это только тех, кто официально готов натурализоваться. А если говорить о неофициальных цифрах – то еще больше». Со временем, по его словам, «через 20–30 лет… это население научится говорить по-русски, окончит русские школы, во втором-третьем поколениях от русских женщин родятся их внуки, общество многие фобии утратит и будет готово к реалиям 2050 года», о которых он уже говорил ранее. В качестве примера он привел США, где в 2009 году президентом стал чернокожий Барак Обама. Еще полвека назад в Штатах это невозможно было представить, но массовая миграция из стран третьего мира уже сформировала там новый электорат.
Представители исламского духовенства всегда подчеркивают, что мусульмане в России – не приезжие, а коренные жители. Мухетдинов отбросил и это табу, и другое - на обсуждение взаимоотношений мусульман России. «У нас очень раздробленная исламская умма. Кавказ и Поволжье – это не единое целое, это антиподы», – поведал он, сообщив, что «татары-мусульмане противопоставляют себя Кавказу, они пишут (в Интернете. – «НГ»), что проблемы в мечетях Поволжья и Центрального региона начались после того, как к ним приехали в результате внутренней миграции мусульмане с Кавказа».
В довершение всего Мухетдинов сделал выпад в сторону главы Чечни: «Посмотрите на Рамзана Кадырова… Я вижу (у него. – «НГ») какое-то раздвоение личности. С одной стороны, и бусики одел, и проводит мавлиды (празднование дня рождения Пророка Мухаммеда. – «НГ»), и мечети строит, как религиозный деятель. С другой стороны, я вижу фоторепортаж: он с известными поп-дивами встречается… В исламской голове это не укладывается».
Последняя реплика нижегородского муфтия переполнила чашу терпения его северокавказских коллег. «То, что Мухетдинов говорит, что якобы деятельность Кадырова не укладывается в исламской голове, это скорее всего связано с тем, что голова Мухетдинова не имеет никакого отношения к исламу», – заявил муфтий Чечни Султан Мирзаев. «Рамзан Ахматович с детства изучал религию и соблюдал все требования ислама, – подчеркнул Мирзаев. – Заслуги Кадырова перед исламским миром признаны самыми известными религиозными деятелями». Вслед за муфтием Чечни высказался глава Координационного совета мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев. По его словам, глава Чечни «ничем не запятнал репутацию истинного мусульманина», а высказывания вроде тех, что позволил себе Мухетдинов, недостойны последователя веры Пророка. В итоге зампред ДУМЕР вынужден был в своем блоге в Живом Журнале вывесить объяснения, заверяя, что его неправильно поняли и что на Рамзана Кадырова ввиду его многочисленных заслуг «равняются наши молодые мусульмане», а сам Мухетдинов «рад и горд» знакомством с главой Чечни.
Впрочем, этот конфликтный эпизод выглядит не столь важным, как рассуждения Мухетдинова о возможных сценариях исламизации России. Эту тему представители исламского духовенства чаще всего затрагивают весьма дипломатично, ведь, как сказал в ноябре 2010 года глава ДУМЕР Равиль Гайнутдин перед ста тысячами мусульман, собравшихся вокруг Соборной мечети в Москве для празднования Курбан-байрама, «у русских присутствует страх - страх в одно прекрасное утро проснуться в мусульманской стране».