Фото Reuters
С приближением весны в Киеве повеяло переменами. Комментаторы вновь заговорили о выборах, хотя по графику президентские выборы должны состояться лишь в 2015 году. Оппозиционные партии начали кампанию протеста под лозунгом «Вставай, Украина!». Оппозиция утверждает, что ее смысл – «проверить» готовность общества к восстанию. Впрочем, пока социологи не советуют торопиться с оценкой рейтингов потенциальных кандидатов.Хотя на первый взгляд ситуация в Украине не выглядит угрожающей, потеря властью общественной поддержки явно грозит сползанием в новую кризисную спираль. Повседневная реальность оборачивается экономическим спадом. По результатам четвертого квартала 2012 года ВВП Украины упал на 2,5% (по сравнению с аналогичным периодом 2011 года). Прогнозы на текущий год скорее негативные. Формально правительство удерживает социальные стандарты, но уровень жизни большинства граждан едва позволяет сводить концы с концами. Общество теряет ощущение, что впереди его ждут лучшие времена. Внутреннее перерождение власти делает особо рельефным ее использование для обогащения узкой группировки, допущенной к принятию решений.
На фоне усиления внутриполитической напряженности вновь, как и в 2004 году, растет значение внешних факторов. Впрочем, делать выбор между ассоциацией с ЕС и участием в российском интеграционном проекте предстоит не только Украине. В 2013 году отношения с ЕС могут стать едва ли не главной темой в международных отношениях стран Восточной Европы. Начатая как аморфная инициатива, программа «Восточного партнерства» постепенно превратилась в механизм, способный возвести барьер на пути расширения Таможенного союза (ТС) России, Белоруссии и Казахстана. На саммите «Восточного партнерства» в Вильнюсе (ноябрь 2013 года) Европейская комиссия (ЕК) всерьез готовится подписать соглашения об ассоциации с Украиной, Молдавией, Грузией и Арменией. Каждое из этих соглашений включает раздел о «глубокой и всеобъемлющей» зоне свободной торговли, которая превращает «восточноевропейских партнеров» ЕС в участников таможенного пространства ЕС, но без перспективы членства. Соответственно, вступая в такие отношения с соседями, ЕС не несет ответственности за состояние их экономики и не обещает помощи в экономической модернизации.
В случае подписания соглашений об ассоциации одновременно с ними стороны подпишут временные экономические соглашения о досрочном вступлении в силу положений зоны свободной торговли. Соглашения оговаривают переходные периоды и размеры экспортных квот. Общим для них моментом является закрепление сырьевого характера экономик восточноевропейских стран и невозможность их участия в других таможенных союзах.
Любопытно отметить, что в Украине заинтересованность в подписании Соглашения об ассоциации с ЕС декларируют и власть, и оппозиция. Для официального Киева главный интерес заключается в легализации европейской «прописки» и капиталов украинских олигархов. С учетом предшествующего опыта украинское руководство боится обострения отношений с Западом и надеется сохранить автономный статус Украины в системе европейской безопасности. В свою очередь, украинская оппозиция видит шанс привлечь внешнюю поддержку для очередной смены режима и установления своеобразной модели демократии, предусматривающей возобновление курса на членство в НАТО, запрет использования русского языка и т.п. Учитывая позиции правительств большинства стран ЕС, а также недавние резолюции Европарламента и Сената США, подписание Соглашения об ассоциации и «раскрытие» суверенитета Украины в направлении ЕС действительно может привести к власти узконаправленный «трансформационный» режим, основанный на распределении квот между группами Тимошенко, Яценюка, Кличко и др.
Судя по всему, нынешняя власть не сможет оказать реального сопротивления планам оппозиции. Требования ЕК уже имплементируются в виде решений Совета национальной безопасности и обороны и излагаются в виде поручений правительству, министерствам и ведомствам. В свою очередь, оппозиция под предлогом сопротивления избирательному правосудию оспаривает любые санкции против своих представителей.
Среди причин, по которым власть теряет поддержку своих сторонников, следует отметить продолжающийся латентный кризис в отношениях с Россией. Правительство время от времени сообщает о проведении переговоров, касающихся пересмотра газовых контрактов 2009 года и попыток уточнить формат отношений между Украиной и ТС. Тем не менее «Газпром» снижает цену на газ для всех, кроме Украины. В 2013 году, как ожидается, средняя цена поставок газа для ЕС и Турции составит около 366 долл. за 1 тыс. куб. м. При сохранении нынешней цены на газ для Украины (420–430 долл.) ее экономике и бюджету грозит полный паралич, не говоря уже о невозможности восстановления рентабельности. Потенциально возможным вариантом решения проблемы считается создание двустороннего консорциума по управлению украинской газотранспортной системой. Однако до сих пор не согласован способ распределения имущественных прав.
Таким образом, в течение последних трех лет стороны не только не сумели найти общий язык, но и превратили российско-украинский диалог в бессодержательный лицемерный ритуал. Среди последствий такого специфического проявления «реализма» в двусторонних отношениях можно отметить следующие результаты: в непосредственном выигрыше оказываются «Газпром» и ЕК. Евробюрократы смогут продемонстрировать внешнеполитический успех ЕС в роли глобального международного актора. Расширение зоны влияния ЕС означает ослабление позиций России в диалоге с Брюсселем. Россия проигрывает очередной раунд конкуренции с ЕС. Возможность расширения предполагаемого Евразийского экономического союза ограничивается пространством Центральной Азии, где также идет масштабная геополитическая игра с участием Китая и США.
В условиях продолжающегося экономического кризиса экономические и социальные перспективы Украины сводятся к неизбежной утрате статуса экономически развитой страны. Введение зоны свободной торговли с ЕС угрожает полным распадом сектора машиностроения, болезненным демонтажом системы социального обеспечения, продолжением ускоренного сокращения населения и прочим.