Экстремистов ждет ужесточение законодательства.
Фото Trend/PhotoXPress.ru
Правительственный законопроект об ужесточении ответственности за экстремистские действия, внесенный в 2011 году и до сих пор лежавший без движения, реанимирован. Его предполагалось обсудить на вчерашнем заседании комитета Госдумы по законодательству, но в окончательную повестку он пока не вошел. По данным источника «НГ» в нижней палате, это произошло потому, что правительство Дмитрия Медведева не определилось с позицией по этому наследию предыдущего кабинета. Напомним, что Уголовный кодекс предлагается дополнить статьей о финансировании экстремизма, а в действующих статьях УК усилить ответственность за его проявления в Интернете.
Интересные движения продемонстрировал вчера проект закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу противодействия экстремистской деятельности. Документ, внесенный в Госдуму правительством Владимира Путина в августе 2011 года и, казалось, всеми почти забытый, неожиданно появился в предполагаемой повестке комитета ГД по законодательству. Но затем она не менее неожиданно была заменена на другую, в которой проекта не оказалось. Председатель комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников о странных кульбитах правительственной инициативы подробно говорить не захотел, отметив только, что комитет исключительно по собственной инициативе отложил ее обсуждение, «потому что к законопроекту слишком много вопросов».
Источник же «НГ» в Госдуме пояснил, что возвращение ее на запасной путь связано с позицией правительства Дмитрия Медведева. Которое, дескать, пока не определилось с тем, что в этой сфере надо делать. Хотя недавно президент, выступая на коллегии МВД, как известно, назвал экстремизм одним из главных врагов российского государства.
Однако подумать над способами борьбы с ним действительно лишний раз не помешает. Напомним, что хотя законопроект был подготовлен до думских выборов и последовавших за ними массовых уличных протестов, его содержание навеяно как будто именно этими событиями. В нем предполагается, по сути, приравнять экстремистские действия к террористическим. Например, в связи с финансированием экстремизма в УК вводится специальная статья – 282.3. Это «предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг, заведомо предназначенных для финансирования экстремистской организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений экстремистской направленности либо для обеспечения деятельности экстремистского сообщества или экстремистской организации». Наказание – или штраф от 300 до 500 тыс. руб., или максимум лишение свободы до трех лет. Если же для финансирования использовалось служебное положение, штраф может оказаться больше – до 700 тыс. руб., и посадка стать более длинной – до шести лет тюрьмы.
С такой идеей можно было бы согласиться, хотя четкого понятия «экстремизм» в российском законодательстве нет. В правительственном законопроекте кроме этого предполагалось сделать Интернет отягчающим обстоятельством. В статьях 280 (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности) и 282 (возбуждение ненависти либо вражды) Уголовного кодекса РФ появляются дополнения. Большие сроки можно будет давать не только тем, кто призывал к экстремизму или возбуждал ненависть через СМИ, но и тем, кто делает это в Сети. Правительство предложило еще таким образом подправить механизм признания того или иного текста в массмедиа, а также в Интернете экстремистским, что исчезла возможность оспорить все это в суде.
Федеральный список экстремистских материалов – отдельная история. Он постоянно пополняется за счет решений судов различных инстанций. Там сейчас 1668 пунктов, немалая часть которых представляет собой отдельные страницы из соцсетей, какие-то аудиофайлы или видеоролики.
Общественная палата РФ обратила внимание правительства в том числе и на это обстоятельство в своем заключении на данный законопроект. В этом документе поправки, ужесточающие законодательство, подвергнуты настоящему разгрому. Например, указала ОП, «правоприменительная практика относит к экстремизму критические публикации в СМИ, частные высказывания граждан, в том числе в сети Интернет, по поводу конкретных недостатков в отдельных областях жизни, а иногда даже объявления бытового характера». Выступили общественники и против такого квалифицирующего признака, как «использование Интернета», предполагающего более жесткую уголовную ответственность. ОП потребовала: прежде чем что-то ужесточать, неплохо было бы четко определить, что же является экстремизмом.
Любопытно, что в пояснительной записке к правительственному законопроекту приводятся данные о росте соответствующих настроений и проявлений в российском обществе с 2007 по 2010 год. Однако по статьям УК 282.1 и 282.2, то есть об организации экстремистского сообщества или его деятельности, в год возбуждалось всего-то несколько десятков дел, так что увеличение их количества на пару-тройку случаев не является доказательством обострения ситуации.