Басманный суд Москвы в субботу приговорил оппозиционера Сергея Удальцова к домашнему аресту. До 6 апреля ему запрещено покидать квартиру, пользоваться любыми видами связи и общаться с кем-либо, кроме родных, следователей и адвокатов. Последние уверены, что арест в скором времени перерастет из домашнего в реальный.
Изменить меру пресечения СКР решил из-за «неоднократных нарушений» координатором «Левого фронта» Сергеем Удальцовым подписки о невыезде, под которой он находится с октября. «Удальцов подолгу не проживает по месту регистрации, его мобильные телефоны зачастую бывают отключены, что затрудняет вызов обвиняемого к следователю», – сообщают в СКР. Как отметил ранее представитель СКР Владимир Маркин, обвиняемого необходимо перевести под домашний арест за участие в несанкционированных акциях, так как этим он нарушил меру пресечения.
«Вина Удальцова подтверждается показаниями свидетелей, показаниями самого Удальцова, видео- и аудиоматериалами», – заявил следователь в ходе рассмотрения дела. По его словам, если Удальцов останется на свободе, то сможет продолжить реализовывать свой «умысел».
Оппозиционер и его адвокаты об изменении решения следствия и предстоящем судебном заседании узнали в пятницу из СМИ. Как рассказала «НГ» адвокат Удальцова Виолетта Волкова, подготовка двухтомного дела у следствия заняла явно не одну неделю: «Странно, что при этом ни адвокаты, ни обвиняемый об этом деле ничего не знали и не могли провести такую же работу по опросу свидетелей и сбору показаний».
Свидетельские показания в деле действительно есть только у стороны обвинителя. Как выяснилось в ходе судебного заседания, сотрудники следствия еще в октябре начали собирать материал, например, опросили соседей. По их показаниям, Сергея Удальцова давно не видели в его квартире, из чего был сделан вывод, что оппозиционер не проживает по месту регистрации. Кроме того, следствие использовало и тот факт, что жена Сергея Удальцова Анастасия вместе с детьми уехала в Украину. По версии следствия, это произошло из-за того, что Удальцов неоднократно угрожал как жене, так и детям.
«Перевезти детей в Украину Удальцовы решили давно, когда обыски и регулярное общение со Следственным комитетом только начинались», – объясняет Волкова. По ее словам, это было сделано исключительно из соображений безопасности, чтобы не травмировать маленьких детей. При этом, подчеркнула Волкова, Анастасия сейчас действительно живет на два государства, так как малолетние дети не могут жить без матери.
В субботу жена оппозиционера была готова дать показания, чтобы опровергнуть сообщения следствия о якобы поступающих ей угрозах. Однако судья Карпов не вызвал Удальцову, и ее показания к делу присоединены не были. «Буквально двумя днями ранее, когда в том же суде шел процесс над фигурантом «болотного дела» Ильей Гущиным, судья спокойно опросил присутствовавшего в зале сотрудника ОМОНа как свидетеля, но в субботу нам было в этом отказано», – рассказала Волкова.
Аргументы защиты не были учтены Басманным судом при вынесении решения. Теперь Удальцов проведет три месяца под домашним арестом и сможет выйти на улицу только 6 апреля. Тогда же истечет срок расследования по его делу. До этого момента оппозиционеру запрещено покидать дом, а также пользоваться Интернетом, телефоном или почтой. Общаться Удальцову разрешено только с близкими родственниками, адвокатами и следователями. «Сразу по приезде в квартиру мы сдали всю технику, с помощью которой он мог бы пользоваться связью, а ему на руки выдали специальный телефон, по которому он сам не сможет звонить, но с ним будут связываться сотрудники ФСИН», – рассказала Волкова. По ее словам, несколько раз в неделю оппозиционера будут навещать, чтобы удостовериться, что он не нарушает запретов.
Самая большая проблема для Удальцова теперь – вопрос содержания. На протяжении последних нескольких месяцев он работал помощником адвоката Волковой и был единственным кормильцем в семье. Учитывая домашний арест и запрет на использование Интернета, работать ему будет проблематично. Анастасия Удальцова сейчас не работает, рассказала Волкова, так как проводит время с малолетними детьми.
Как сообщил представитель УФСИНа по Москве Сергей Цыганков, оппозиционер стал 33-м по счету человеком, помещенным под домашний арест. При этом Удальцов в ходе судебного процесса предложил судье предоставить ему «13-комнатную квартиру с поваром и домработницей», намекая на фигурантку другого дела. Как известно, экс-руководитель Департамента имущественных отношений Минобороны Евгения Васильева, обвиняемая по «делу «Оборонсервиса», находится под домашним арестом в квартире с 13 комнатами в Молочном переулке.
Напомним, что уголовное дело в отношении Сергея Удальцова, его помощника Константина Лебедева, а также активиста «Левого фронта» Леонида Развозжаева возбуждено в октябре прошлого года. Их обвиняют в приготовлении к организации массовых беспорядков в ходе майского Марша миллионов. Два других фигуранта дела – Лебедев и Развозжаев – несколько месяцев содержатся под стражей.
«Из домашнего ареста у Удальцова всего два выхода: в СИЗО и через СИЗО в колонию, поэтому иллюзий питать не надо, в колониях окажутся абсолютно все, кто был замешан в этом деле», – уверена Виолетта Волкова. Впрочем, адвокаты намерены в скором времени обжаловать решение в суде высшей инстанции.