В Центризбиркоме озадачены необходимостью составлять к выборам длинные бюллетени.
Фото с официального сайта ЦИКа
Пока Центризбирком и Госдума ломали головы над тем, как сделать избирательные бюллетени более компактными, Минюст нашел способ сокращения числа партий без введения более жестких регистрационных норм. На сайте ведомства опубликован законопроект, который обязывает партии вступать в объединения и союзы только для участия в выборах. А чтобы они делали это охотнее, предлагается ужесточить правила их финансирования. Деньги партиям собирать станет труднее, кредиты для них будут запрещены. Также вводятся обязательные аудиторские проверки.
В ведомстве Александра Коновалова подготовлен законопроект о внесении изменений в закон о политических партиях. По содержанию он может считаться новым этапом политической реформы.
Напомним, что нынешний этап отмечается прежде всего бурным ростом количества партий, которых сейчас зарегистрировано 59, – при том что еще более 150 оргкомитетов претендует на то же самое.
Взрывное увеличение партийного реестра привело к серьезным трудностям в деле организации избирательных процессов. Где размещать огромное число наблюдателей и членов избиркомов с совещательным голосом, как голосовать длинным бюллетенем, что делать с временем на телеагитацию, которое дробится на секунды для каждой из партий, и, наконец, где набрать столько электората, чтобы хватило всем? Эти вопросы до сих пор имели либо временные технические ответы, либо не имели вовсе. Но Минюст, кажется, нашел точку опоры, с помощью которой буйный мегапартийный мир может быть быстро перевернут. Государству предлагается крепче контролировать денежную сторону партийной жизни.
Например, имеется в наличии такой источник ее финансирования, как вступительные и членские взносы. Определением их размера сейчас занимаются сами партии, и законодательством он пока не регулируется. Но теперь будет. Минюст предлагает ограничить их по той же схеме, что и пожертвования в партийную кассу. Сейчас одно физическое лицо в течение года может перечислить туда по безналичному расчету не более 4 млн. 330 тыс. руб. Отсутствие ограничений, беспокоится Минюст, может быть использовано для обхода норм закона о размере пожертвований.
Интересно, правда, что все без малого 12 лет действия закона о партиях эта вероятность, а скорее всего и реальность никого не волновали. Теперь дело дошло до того, что одним из последствий вводимого потолка членских взносов Минюст называет стимулирование партий к расширению количества членов. А совсем недавно говорилось, что 500 человек для партии – вполне достаточно.
Именно в связи с тем, что мелких партий возникло слишком много, предлагается еще одно ужесточение финансовой составляющей. Всем партийным структурам сверху донизу предлагается запретить брать кредиты и займы. Объясняется это так: мол, в ходе выборных кампаний избирательные фонды наполнять заемными деньгами нельзя, вот и в обычной жизни пусть будет так же. А кроме того, вдруг сделал для себя открытие Минюст, «задолженности по выданным кредитам зачастую списываются кредитором либо условия получения политическими партиями существенно отличаются от рыночных и используются для обхода требований, установленных для пожертвований политической партии».
То есть главное регистрирующее ведомство неожиданно сообразило, что у партий могут быть спонсоры, которые свою благотворительность афишировать по каким-то причинам не хотят. И нередко от этого страдают, отмечает Минюст, ведь по Гражданскому кодексу партию обанкротить нельзя, что создает для кредиторов дополнительные риски. Видимо, для того чтобы они не рисковали понапрасну, предлагается еще одно нововведение. Партии, которые получают госфинансирование, то есть сейчас все четыре парламентские плюс «Яблоко», будут подвергнуты обязательному аудиту. Избежать его не смогут и партии, которые или собрали за год пожертвований на сумму 60 и более миллионов рублей или такие же деньги за год потратили.
Смысл всех этих финансовых ужесточений, очевидно, скрыт в других поправках Минюста. В законе о партиях есть неприметный пунктик о праве политструктур создавать союзы и объединения друг с другом и с общественными объединениями. Там теперь появляется уточнение – «в целях участия в выборах». Причем, заметим, любое объединение с общественными организациями возможно только на муниципальном уровне, потому что в региональных и федеральных выборах разрешено участвовать исключительно партиям. Например, никакой совместной агитационной деятельности в ходе следующей думской кампании, скажем, Компартия и движение «Русский лад» проводить уже не смогут.
Глава юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев не исключает, что норма о праве партий объединяться исключительно для участия в выборах – позволение своего рода квазиблоков. При том что создание настоящих предвыборных блоков скорее всего разрешено не будет. А в целом, уверен Соловьев, предложение Минюста направлено на то, чтобы «нынешнее безумие организовать в более или менее приличный вид». По его словам, власть поняла, что погорячилась, разрешив партии в 500 человек, и теперь опасается, как бы чего не вышло. Он полагает, что для наведения порядка выбран способ, опробованный при создании «Справедливой России», объединившей без малого десяток политструктур. В ответ на вопрос «НГ», не осложнят ли вводимые для укрупнения игроков партийного рынка финансовые ограничения положение прежде всего парламентских партий, Соловьев заметил: «Нас, например, Центризбирком и налоговая служба и так проверяют самым жесточайшим образом, отчитываемся практически за каждую копейку, чем все время и занята почти сотня бухгалтеров в центральном аппарате». А мелкие партии, считает Соловьев, содержания такого количества финансистов и юристов просто не потянут. И одно это будет подталкивать их к слияниям и поглощениям. Кстати, заметил депутат из КПРФ, вполне возможно, что новое законодательство поможет значительно окрепнуть так называемым партиям-спойлерам. «У них, понятное дело, проблем с деньгами не будет, а стало быть, они станут центром притяжения для близких к ним по духу, так что спойлеры скоро могут превратиться в более серьезных игроков», – не исключил Соловьев.
Заметим, что новый этап политической реформы, предложенный Минюстом, судя по всему, может отразиться и на перспективах патронируемого президентом Общероссийского народного фронта. Он теперь не сможет быть неким союзом партий и общественных организаций. Не получится скорее всего его превратить и в предвыборный блок, которые, по слухам, вообще не будут разрешены. А стало быть, ОНФ в будущем нужно будет либо оставаться нынешней аморфной структурой, может быть, даже по-прежнему незарегистрированной, либо превращаться в конкретную политическую партию. Кстати, и о том, и о другом варианте трансформации ОНФ разговоры ходят давно.