Ирина Яровая свято хранит тайну поправок в спорный законопроект.
Фото РИА Новости
Комитет Госдумы по безопасности утвердил вчера программу своей работы на текущую сессию. В документе нет законопроекта о запрете государственным деятелям РФ иметь заграничные счета и недвижимость. Хотя сейчас проект должен готовиться ко второму чтению. Между тем сегодня председатель указанного комитета ГД Ирина Яровая собирает пресс-конференцию для рассказа об успехах в этой сфере законотворчества. Источники «НГ» на Охотном Ряду утверждают, что замечания администрации президента и правительства депутатами уже получены. Законопроект придется серьезно переписывать.
Главная интрига вокруг проекта закона о внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ в части установления запрета госслужащим иметь в собственности имущество за рубежом, иметь счета в иностранных банках и ценные бумаги иностранных эмитентов, как известно, заключается в том, что именно правительство потребовало его кардинальной переработки. Такое условие поддержки авансом этого документа и было выдвинуто в отзыве кабинета министров, подписанном вице-премьером Владиславом Сурковым. В нем также была высказана мысль, в дальнейшем подхваченная и президентом, и премьером, о том, что если счета еще можно запрещать, то с недвижимостью надо обходиться более осторожно. «Важно учитывать, что значительное количество таких объектов, находящихся в странах ближнего зарубежья, может быть унаследовано указанными лицами ввиду близкого родства или свойства с гражданами этих стран, что никак не связано с коррупционными правонарушениями» – так сформулировала свою позицию исполнительная власть. Причем исключительно в беспокойстве о том, что дополнительные запреты отвадят от госслужбы талантливых и эффективных людей из бизнеса.
Напомним, что инициаторами запретительного законопроекта являются депутаты Госдумы из «Единой России», попавшие туда по квотам Народного фронта. Их замысел состоял в том, чтобы государственные мужи России все свое имущество и все свои деньги держали в стране, а значит, не могли бы в какой-то момент подвергнуться давлению извне. Однако потом оказалось, что фигуранты законопроекта с таким пониманием не согласны. Ряд министров и вице-премьеров сначала выражали осторожное несогласие с драконовской инициативой, а затем премьер Дмитрий Медведев назвал ее чрезмерной. Как раз в части зарубежной недвижимости. Точку в споре, казалось, поставил президент Владимир Путин в Послании Федеральному собранию 12 декабря. Он объявил о необходимости запретить лицам, занимающим госдолжности, иметь иностранные счета и ценные бумаги. А недвижимостью, по его мнению, за границей владеть можно, главное, в полном объеме ее декларировать.
Думцы после получения путинской инструкции заговорили о том, что теперь-то закон примут быстро. Первое чтение, дескать, в конце декабря, а второе и третье – во второй половине января. Однако по состоянию на вчерашний день, сообщил источник «НГ» в профильном комитете по безопасности и противодействию коррупции, готового пакета поправок нет. Хотя срок их подачи истек 21 января. Глава комитета Ирина Яровая вчера в ответ на просьбу корреспондента «НГ» назвать хотя бы наиболее важные новации, появившиеся ко второму чтению, только пригласила на сегодняшнюю пресс-конференцию. И даже отказалась назвать примерную дату проведения ключевого второго чтения. «НГ» удалось выяснить, что все необходимые замечания от Государственно-правового управления президента и от правительства Госдумой уже получены. «И теперь из них будут формироваться конкретные тексты поправок, которые потом и внесут от имени того или иного депутата», – пояснил собеседник «НГ».
Заметим, что среди известных поправок сейчас есть и такая, которая направлена против мнения президента и премьера. Потому что она разрешает зарубежные счета. Однако не во всех банках подряд, а только в тех, которые могут считаться филиалами российских. То есть принадлежать им не менее чем на 75%. Любопытно, что с соответствующим предложением к ряду депутатов из ЕР, принадлежащих к ее либеральному крылу, обратился председатель Сбербанка РФ Герман Греф. Яровая сразу выступила против такого запрета, который на самом деле является разрешением, а в дополнение ко всему явно изрядно пополнит балансы скупаемых крупнейшим российским банком заграничных кредитно-финансовых учреждений. Потому что, по ее мнению, это противоречило бы главной идее – оградить российских госслужащих от возможно вредного для руководимой ими страны чужого влияния. Зато Яровая обнародовала другую поправку, с которой она в принципе согласна. А именно – распространить ограничения на российских судей, работников Центробанка РФ, сотрудников госкорпораций и госкомпаний.
Стоит заметить, что имущественными запретами Госдума ограничиваться не намерена. И вот сегодня комитет ГД по конституционному законодательству рекомендует депутатам принять в первом чтении законопроект об удалении из парламента близких родственников. Который вроде бы потерял актуальность после изгнания из нижней палаты депутата Геннадия Гудкова.