Дин Шпильманн доволен сотрудничеством с российской Фемидой.
Фото с официального сайта Европейского суда по правам человека
На днях в России побывал председатель Европейского суда по правам человека Дин Шпильманн - по приглашению главы Верховного Суда (ВС) Вячеслава Лебедева. Как выяснилось, в последние годы количество жалоб от россиян в Страсбург уменьшается – на фоне роста претензий от населения других европейских стран. Эксперты разошлись во мнениях относительно причин этого явления.
Дин Шпильманн отмечает приятную тенденцию во взаимоотношениях Страсбургского суда с национальными служителями Фемиды: «Конвенция о защите прав человека и основных свобод все чаще рассматривается как составная часть национального права... А национальные суды вдохновляются прецедентной практикой Европейского суда по правам человека». Между тем, отмечается в докладе, остается актуальным вопрос о возможности обращений высших судебных инстанций государств-членов Совета Европы за консультативным заключением в Европейский суд, что в настоящее время предусматривается проектом протокола № 16 к Конвенции о защите прав человека. По мнению Шпильманна, этот институт должен оформиться в ближайшее время.
По словам начальника отдела по связям со СМИ Верховного суда Павла Одинцова, число таких обращений в последнее время существенно сократилось. По данным ВС, если в 2010 году против РФ было подано почти 14,5 тыс. жалоб, то в 2012-м - 10 755 жалоб. Сегодня на рассмотрении в Страсбурге находится около 28 тыс. обращений из России, что составляет 22% их количества из всех стран Евросоюза. Следом за Россией в этом списке – Турция, Италия, Украина, Сербия и Румыния.
В Верховном суде считают, что в обществе сложилось огромное число ложных стереотипов, в том числе по поводу того, что в отношении РФ подается больше всего жалоб. По словам заместителя начальника Управления систематизации законодательства и анализа судебной практики Богдана Зимненко, «в абсолютных цифрах дело обстоит именно так. Однако по количеству жалоб на 100 тыс. населения в 2012 году РФ заняла 21 место среди 47 государств - членов Совета Европы».
Какие проблемы больше всего волнуют россиян, обращающихся за помощью в Европу? В Верховном суде утверждают, что большинство претензий не относятся к судебным органам. По словам Богдана Зимненко, чаще всего в обращениях речь идет о нарушении сроков предварительного расследования и условий нахождения в следственных изоляторах: «Есть и вопросы о нарушениях права на жизнь – в 2012 году Судом было вынесено 18 постановлений, связанных с нарушением права на жизнь (ст. 2 Конвенции) и 57 постановлений касающихся нарушения ст. 3 (запрет пыток, иных форм недопустимого обращения)».
По данным Верховного суда, принятый в 2010 году закон, предусматривающий процедуру компенсации в связи с нарушением разумных сроков судопроизводства по гражданским и уголовным делам, а также исполнения судебных постановлений, уже принес неплохой результат. В 2011 году взыскано с нарушителей в бюджет на основании этого закона 14 млн. руб., а за первую половину 2012 года – почти 2,5 млн. В ВС считают, что закон подстегнул нарушителей.
Уменьшение количества жалоб в Европейский суд со стороны россиян Зимненко связывает с улучшением дел в российском судопроизводстве: «Граждане удовлетворены решениями нашей Фемиды». Не в последнюю очередь, по его словам, это связано с хорошими контактами с Евросудом. Заметим, что влияние Страсбурга проявляется и в действиях других ведомств. Достаточно вспомнить историю регистрации Минюстом Республиканской партии Владимира Рыжкова.
Впрочем, утверждают эксперты Левада-Центра, недоверие к российской судебной системе по-прежнему велико. По словам заместителя гендиректора агентства Алексея Гражданкина, в декабре прошлого года не доверяли российской Фемиде 57% граждан (18% – полностью и 29 – в основном). Доверяли 32% опрошенных. Из них доверяли полностью 3%, в основном – 29%. Гражданкин предположил, что снижение количества жалоб в Страсбург связано больше с трудностями при оформлении обращений, чем с ростом удовлетворения людей от общения с правоохранительной системой в целом и судами в частности.
Не склонен к излишнему оптимизму, оценивая факт снижения жалоб в Страсбург, и глава Центра политических технологий Игорь Бунин: «Я хорошую работу наших судов не заметил – одно «болотное дело» чего стоит». Произошла простая вещь, считает эксперт: «По мере поступления в Европейский суд тех или иных требований менялось наше законодательство, чтобы каким-то образом ослабить давление извне. К примеру, в отношении пострадавших от ядерного взрыва чернобыльцев. Очень много было от них жалоб, и сейчас эта проблема как-то урегулирована. Поток обращений от чернобыльцев перестал поступать». Эксперт напоминает, что пример с регистрацией партии Рыжкова повлиял на общую ситуацию в стране.
Добавим к общей картине еще два важных фактора.
Во-первых, уменьшение жалоб может быть связано с либерализацией российского партийного законодательства. Которая, в свою очередь, стала результатом массовых протестных акций декабря 2011 года. Поэтому нынешнее закручивание гаек – в частности, «болотное дело» способно развернуть ситуацию в прежнем направлении. Второй причиной может оказаться рост в обществе настроений апатии и безысходности, связанных с нерешенностью многих экономических проблем и отсутствием внятных перспектив. Очевидно, люди понимают, что в этих делах Страсбург им не помощник.
Напомним, однако, что во многих случаях – вполне конкретных – встроенность России в систему международного судопроизводства помогает решить важные конкретные проблемы людей. Дин Шпильманн с гордостью отмечает в докладе одно из достижений Евросуда: именно под его влиянием в ряде стран приняты законы об обязательном присутствии адвоката при задержании гражданина.