Эсэр Михаил Емельянов (в центре) ждет козней от единороссов.
Фото PhotoXPress.ru
По данным «НГ», в Госдуме, которая сейчас активно загружается делами о лишении депутатской неприкосновенности, готовится решение о возвращении прежней процедуры снятия иммунитета. Напомним: до середины прошлого десятилетия действовало правило, по которому представление Генпрокуратуры должно быть подтверждено заключением Верховного суда о наличии в действиях депутата признаков преступления. Соответствующим законопроектом занимается группа депутатов-эсэров. Другие оппозиционеры, в целом поддерживая инициативу, уверены, что «Единая Россия» такие поправки не пропустит. Даже несмотря на то что под раздачу стали попадать и ее представители.
Несколько депутатов из «Справедливой России» засели за разработку законопроекта об обязательных судебных решениях, предваряющих внесение Генпрокуратурой в Думу представления о снятии неприкосновенности с того или иного парламентария. В последнее время нижняя палата оказалась завалена делами о лишении иммунитета. Коммуниста Константина Ширшова обвиняют в мошеннических действиях при попытке продажи депутатского мандата, эсэра Олега Михеева ≈ тоже якобы в мошенничестве. По ним уже есть письма от генерального прокурора Юрия Чайки.
А единоросса Вадима Булавинова Следкомитет не первый год подозревает в злоупотреблении служебным положением в бытность его мэром Нижнего Новгорода, что, дескать, нанесло ущерб казне чуть ли не в 600 млн. руб. Насчет бывшего градоначальника требование Генпрокуратуры на Охотном Ряду по состоянию на вчерашний день отсутствовало. Напомним, что и коммунист Владимир Бессонов неприкосновенности летом прошлого года лишен лишь частично. В его отношении разрешены только следственные действия. Значит, возможно, скоро СКР попросит ГП направить в Думу бумагу о полном освобождении депутата из КПРФ от статуса так называемого спецсубъекта. То есть такого лица, в отношении которого в Уголовно-процессуальном кодексе указан особый порядок уголовного преследования.
Зампред фракции СР Михаил Емельянов поэтому и указал «НГ» на значительные трудности в подготовке законопроекта о включении в процедуру снятия иммунитета судебной составляющей. По его словам, здесь придется править не только закон о статусе парламентариев, но и УПК вместе с рядом законов о судебной системе. Между тем, по мнению Емельянова, корректировка законодательства необходима: «К сожалению, в однопартийной, по существу, Госдуме гарантии депутатской неприкосновенности практически отсутствуют».
Емельянов указал на то, что при рассмотрении многих представлений Генпрокуратуры на этот счет «возникают опасения, что с оппозиционными депутатами просто сводятся политические счеты». Зампред фракции СР сообщил «НГ», что работу инициативной группы курирует лидер эсэров Сергей Миронов. В начале следующей недели после совещания с ним и будет определен наиболее оптимальный вариант включения во внутридумские разбирательства судебных инстанций.
Емельянов, кстати, не исключил, что будет возвращена редакция ст. 448 УПК, которая еще действовала в первой половине нулевых годов. Тогда процедура снятия иммунитета выглядела так: представление Генпрокуратуры подавалось на основании заключения коллегии из трех судей Верховного суда – скажем, о наличии в действиях депутата признаков преступления. После чего Дума и принимала решение.
Первый зампред комитета ГД по конституционному законодательству Александр Агеев (СР) сказал «НГ», что идею коллег полностью поддерживает. Потому что «снятие иммунитета без судебного решения – это безусловно способ влияния на позицию депутата, а стало быть, на политическую позицию его фракции». Глава юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев также настаивает на необходимости судебной квалификации действий депутата, которого предлагается освободить от иммунитета. Однако именно по той же самой причине – что это способ политического влияния на оппозицию – Соловьев сомневается, что единороссы поддержат соответствующие законодательные изменения. По его словам, «сейчас думскому большинству, а главное – стоящей за ним администрации президента, необходимо взятие парламента под полный контроль».
Соловьев считает, что Генпрокуратура может и не послушаться СКР, то есть не направить в ГД представление на того же Булавинова. А неприкосновенность с него может быть снята частично – только для проведения следствия.
Депутатам из других фракций такой особый подход, кажется, не грозит. Коммуниста Ширшова, очевидно, 12 февраля лишат неприкосновенности в полном объеме, точно так же, видимо, как и эсэра Михеева. Вчера он, кстати, разослал думцам письмо, где объяснил дело против себя заказом конкурентов по прежнему бизнесу.
Единороссы поговаривают: дело против Булавинова тоже заказное. Глава фракции ЕР Владимир Васильев уже пообещал, что на заседании ГД, где, возможно, будет рассматриваться вопрос по Булавинову, «будет очень неловко кому-то, и не только депутатам». Потому что, пояснил Васильев, представителям ГП и СКР придется публично доказывать обоснованность своих обвинений против Булавинова.