В субботу в храме Христа Спасителя открылось заседание Архиерейского Собора РПЦ, который продолжит работу вплоть до вторника. В программе Собора такие важные темы, как внесение изменений в устав РПЦ, утверждение положения по избранию Патриарха и формулирование позиции Церкви по вопросам ИНН и ювенальной юстиции.
В первый день заседания Архиерейского Собора был заслушан доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в котором были приведены статистические данные. По итогам 2012 года в РПЦ, по сообщению Патриарха, насчитывалось чуть более 36 тыс. культовых зданий. При этом глава РПЦ отметил, что регулярные богослужения чаще одного раза в неделю совершаются лишь в 11. 731 (32,6% от общего числа) храме, по одному разу в неделю – в 12.644 (35,10%) храмах. А еще в трети храмов РПЦ (11.644, или 32,3%) религиозная жизнь, по сути, не налажена – в 9114 храмах богослужения совершаются с периодичностью от одного раза в неделю до одного раза в месяц, а в 2530 – и реже одного раза в месяц. Конечно, в это число входят и часовни, где отсутствуют настоятели и регулярные богослужения, но есть, вероятно, и другая причина. Возводимые по всей стране типовые храмы не обеспечены священнослужителями. В целом в РПЦ насчитывается 30.430 клириков, на 6 тыс. меньше, чем количество храмов. При этом Патриарх в очередной раз заявил, что православный храм должен быть в каждом жилом микрорайоне российского города.
Патриарх привел еще такие цифры: «Подавляющее большинство пенитенциарных учреждений России (около 91%) имеют православные храмы или молитвенные комнаты». Правда, этот впечатляющий охват населения, до которого еще далеко «вольным» россиянам, достигнут явно не без помощи государства. На него РПЦ рассчитывает и далее в своем социальном служении. 1 февраля на встрече с президентом Владимиром Путиным митрополит Ювеналий (Поярков), Патриарший наместник Московской епархии, обратился к главе государства с предложением «уравнять в праве получения госфинансирования церковные социальные организации наравне с государственными».
Еще один важный вопрос, обозначенный в докладе главы РПЦ, касался присутствия православных миссионеров в соцсетях и блогах. «Не присутствовать там – значит, расписаться в собственной беспомощности и нерадении о спасении собратьев, – заявил Патриарх. – Это большая и кропотливая работа, к которой мы все призваны». Впрочем, далее он начал критиковать тех священнослужителей, которые много времени проводят в Интернете. Возникает вопрос: как же иначе завоевать авторитет в виртуальном пространстве, если не посвящать ему часть времени, которое можно было бы провести в реальном общении с верующими? Иначе интернет-миссия сведется к скупому и бездушному официозу.
В воскресенье собравшиеся в Москве епископы, согласно выработанной ранее Священным Синодом повестке, должны были приступить к рассмотрению насущных вопросов управления Церковью и жизни клира. Во-первых, это проект положения о материальной и социальной поддержке работников религиозных организаций. Финансовое и юридическое бесправие подталкивает их к созданию церковных профсоюзов (см. «НГР» от 16.01.13). Во-вторых, рассматривается проект изменений и дополнений в устав РПЦ в связи с решениями, принятыми Синодом в 2011–2012 годах. В-третьих, это «Положение о составе Поместного собора», регулирующее состав его участников. В-четвертых, «Положение об избрании Патриарха Московского и всея Руси», которое уже несколько лет разрабатывается в аппарате Московской Патриархии. Кроме того, на повестку дня будут вынесены проекты заявлений «О позиции Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных» и «Позиция Русской православной церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции». Эти темы являются для значительной части верующих резонансными и на протяжении последних лет не раз приводили к внутрицерковным конфликтам. Отсутствие официальной позиции Церкви вызвало в 2007 году демарш епископа Чукотского Диомида (Дзюбана).